История возникновения Великого поста и подготовительных недель.

Дата
10.03.2021
преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Принято считать, что Великий пост готовит нас к празднику Пасхи. Конечно, у него есть и другие задачи, как то: избавление от грехов и страстей, упражнение в добродетелях, особенно в творении милости всем нуждающимся. Но если посмотреть на Великий пост с богослужебной стороны, то станет понятным, что готовит он нас не только к Пасхе, но и к Страстной седмице, да и у него самого есть несколько подготовительных недели. И таким образом получается, что к Пасхе нас готовят целых 3 особых богослужебных периода.

Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло несколько столетий и было тесно связано с богословским осмыслением праздника Пасхи, с традицией подготовки оглашенных к принятию крещения и влиянием монашеской аскетической практики.

Сложно сказать, как готовились христиане к Пасхе в I веке. Возможно этот вопрос не был строго регламентирован и зависел от местной традиции той или иной общины. Точно лишь можно сказать, что длительных всеобщих постов в это время мы не знаем.

Во IIIII веке Пасха предварялась постом, обычно, от одного дня до 40 часов. Если предположить, что Христос умер вечером (в 9 часу), а воскрес рано утром, то получается 40 часов. Причем, постились христиане как в честь Страстей Спасителя и Его Воскресения, так и подражая Его 40-дневному посту после принятия Крещения от Иоанна. В это время постный день заключался в полном невкушении еды и пития до вечера (до 9 часа по Византийскому времени или до 15-16 часов дня по нашему времени).

Сисоненко. Натюрморт. 2011.

В начале IV века пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Позже к нему прибавился подготовительный период от 2-х до 3-х недель, а когда в богослужении была особенно выделена Страстная седмица, то возникли проблемы с тем, как же все-таки считать дни Великого поста. В разных странах были свои традиции, а в Константинополе и соседних с ним странах были следующие…

6 недель поста + Страстная седмица в сумме дают 35 дней строгого поста (из 7 недель исключаем 7 пар сб-вс). До 40 недотягивает. Поэтому у сирийцев и армян был введен дополнительный пост, за три недели до Великого, продолжительностью 3-5 дней.

Византийцы, однако, с сиро-армянским изобретением не согласились и посчитали иначе: 35 дней Великого поста (6 недель +Страстная седмица) + Великая суббота + два сочельника (Рождества и Крещения), получается 38 дней. Оставшиеся до числа 40 два дня назначили на среду и пятницу Масленицы, установив в эти дни тоже пост до вечера (несмотря на то, что вечером можно творог и т. д. лакомства: именно так и положено делать по нашему уставу, который идет из Византии, до сих пор). Армянский же предварительный пост — тот, что за три недели до Великого — византийцы, которые с армянами полемизировали, решили отметить тем, что на соответствующей неделе пост отменяется совсем. Вот поэтому следующая неделя будет сплошной.

Крамской. Христос в пустыне. 1872.

Выделение сырных среды и пятницы как особенных привело к оформлению Сырной седмицы (Масленицы), которую определили, как время, когда начинается уже полный отказ от мяса. В субботу Сырной седмицы стали совершать всеобщее поминовение всех усопших — это было поминовение как бы впрок, потому что поминовение означало в том числе трапезу, угощение для нуждающихся (а милостыня идет на пользу усопшим), но Великим постом угощение не очень уместно. Со временем эта суббота («вселенская родительская») сместилась на неделю раньше, сейчас она находится не внутри Масленицы (там теперь суббота в честь всех преподобных), а перед ней.

В синаксарии мясопустной субботы говорится об одной из причин, по которой положено поминовение «всех скончавшихся от века благочестивых христиан». Многие, предпринимая путешествия, часто подвергались внезапной смерти: на море, в непроходимых горах, пропастях, от пагубы, голода, холода, пожаров, войны и от многих других смертных случаев. Так же, многие по убожеству и скудости не получили обычного погребения и подобающего отпевания. По этой причине, святые отцы, движимые чувством человеколюбия и сострадательности, установили, по апостольскому преданию, повсеместно совершать в Церкви общее поминовение всех умерших, чтобы и те, которые ни обычного погребения, ни поминовения не получили, в этой общей памяти получили поминовение: чем и показали, что и это общее поминовение великую приносит пользу умершим.

Воскресенье в конце Масленицы — то, которое мы называем Прощеным воскресеньем, — посвятили воспоминанию грехопадения Адама и его изгнания из рая: во-первых, потому, что Великим постом обильно читается Ветхий Завет, а история грехопадения расположена как раз в начале Ветхого Завета; во-вторых, потому, что пост — время покаяния, и тема грехопадения как раз подходит для того, чтобы открывать собой пост.

Воскресенье перед Масленицей посвятили, наоборот, последнему событию Священной истории, которое еще даже не произошло — Страшному суду. Получается, что круг церковных праздников заканчивается перед Масленицей воспоминанием Страшного суда, чтобы через неделю начаться снова, с воспоминания изгнания Адама из рая.

Прощеное воскресенье получило особое песнопение: «Покаяния отверзи (т. е. открой) мне двери, Жизнодавче…». В нем Адам, а в его лице — все человечество, как бы сидит у закрытых врат рая и просит открыть их покаянием. Со временем это песнопение стало настолько любимым, что его исполнение распространили с Прощеного воскресенья на все воскресенья поста; а со времен патриарха Никона — и на все подготовительные воскресенья перед постом, так что послезавтра вечером мы его уже услышим (а вот у старообрядцев оно начнется все-таки только в Прощеное воскресенье).

Корзухин Алексей. Перед исповедью. 1877

Неделя о Страшном суде тоже получила песнопение: «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго Дне Суднаго…». Со временем это песнопение образовало единый цикл с «Покаяния отверзи…».

Наконец, о воскресеньях о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Когда-то — до VIII века — соответствующие евангельские отрывки (Лк 18. 9-14 и Лк 15. 11-32) читались не до Великого поста, а внутри него:

1-е воскресенье поста посвящалось всем пророкам Ветхого Завета,

2-е — притче о блудном сыне,

3-е — о мытаре и фарисее,

4-е — о милосердном самарянине,

5-е — о богатом и Лазаре.

В VIII веке порядок чтения Евангелия поменяли: на литургиях воскресений Великого поста стали читать Евангелие от Марка, так как для Евангелия от Луки определили осенне-зимний период года; воскресенья поста получили совсем иные названия. В результате этого два любимых народом чтения: о мытаре и фарисее и о блудном сыне, были переставлены изнутри поста вовне, и образовали два подготовительных воскресенья (при этом следы древней системы чтений в виде некоторых отдельных песнопений на темы перечисленных выше притч до сих пор сохраняются в богослужении соответствующих недель Великого поста).

Источник:

  1. Православная Энциклопедия. Великий пост.
  2. священник Михаил Желтов. О подготовительных неделях Великого поста. https://www.facebook.com/1646075875642586/posts/24706366265198
  3. Статья сайта Историческая литургика ( https://vk.com/wall-73626467_445)

подготовил священник Виталий Фомиченко

Просмотры (1)
img img