Московская митрополия, Одинцовская епархия, Звенигородское благочиние, Вознесенский собор

Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября

Дата
11.10.2017

С этим праздником связано и много традиций, и много примет. И хотя события этой истории всем знакомы, мы постараемся разобраться в малоизвестных  деталях, а заодно вспомним как это было.

В 910-911 году (по некоторым источникам в 902 году), при императоре Льве IV Философе, прозванном так по любви к книжной мудрости, Византийская империя вела войну то с сарацинами — мусульманами, то с племенами русичей, и Константинополю постоянно угрожала опасность.

В самые трудные моменты города, христиане находили убежище и помощь во Влахернском храме, специально построенном для хранения и молитвенного поклонения ризам Пресвятой Богородицы: Ее головному покрову (мофорию) и части пояса, перенесенным из Палестины в V веке. Так было и в тот воскресный день, 14 октября.

Народ горячо молился об избавлении от внезапной напасти грозивший городу от нашествия вражеских войск. Молящихся было много, среди них был и святой Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый,  — славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых; Богородицу сопровождали под руку Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.

Поклонившись, Божия Матерь медленно проследовала на середину храма, остановилась, стала перед амвоном, опустилась на колени и молилась. Потом поднялась, прошла дальше, стала на амвон, на солею, перед самым алтарем остановилась и опять молилась со слезами. Потом обернулась к народу и простерла над ними свой мофорий – то, чем покрывала главу – покров, держа его с великою торжественностью своими пречистыми руками. И доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там. (Димитрий Ростовский. Жития святых:1 октября).

В тот же день войска нападавших сняли осаду и покинули приделы Константинополя. Но кто же нападал? Достоверно сказать об этом трудно: разные источники противоречат друг другу. Особых военных сражений в Константинополе в тот период не было.

Однако, все-таки было одно событие, которое могло вызвать тревогу в городе и дворце. Где-то около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Византию. Наемные войска  Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что опасность славянского нашествия и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Таким образом, через 78 лет государственных и культурных связей, благодаря промыслу Божию и великим человеческим усилиям Русь была крещена.

Благодаря благоверному князю Андрею Боголюбскому праздник этот стал отмечаться на Руси. В 1164 году он одержал победу над волжскими болгарами. После решающей битвы, 14 августа, он  поклонился Владимирской иконе Божией Матери, бывшей среди знамен войска, и тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от образа. Позднее, перечитывая житие Андрея Юродивого, (в честь которого был назван) князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника и захотел, чтобы данное событие не осталось без праздника. А уже в 1165 году князь выстроил всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли. В связи с этим, праздник прочно закрепился в русской богослужебной традиции.

Интересен и тот факт, что именно два святых Иоанна сопровождали Пресвятую Владычицу. Ведь это имя (Иоанн) впоследствии и стало «самым русским» из всех имён. Как будто с самого начала событие это каким-то неуловимым и тончайшим образом было связано именно с нашим народом. Как будто две стороны, два характерных свойства славянской души обозначили своим присутствием эти великие святые: безраздельную любовь к Богу – «апостол любви» Иоанн Богослов – и аскетичность, многотрудность славянской жизни – пророк Иоанн Креститель.

Удивительным образом этот праздник прижился и полюбился русской душе. Может быть от того, что он очень наглядно показывает заступничество Божией Матери за род человеческий, Ее усердие и слезы, проливаемые перед Алтарем.

Очень часто повсеместно в этот день выпадет снег. Значит, полевые работы заканчивались: крестьянину можно было отдохнуть от летних забот и насладится плодами своих трудов. Поэтому с этого периода на Руси играли свадьбы и пряли пряжу по избам.

Просмотры (96)
img img