Московская митрополия, Одинцовская епархия, Звенигородское благочиние

Слово на Успение

Дата
27.08.2017

Как мы говорим о том, что человек умер? Совершенно разными словами: про одного можно сказать, что он «отошел ко Господу», про другого «представился», про третьего «почил» и т.д. И это только самые добрые слова, а что говорить об обывательском отношении к смерти, ведь там набор таких жаргонных слов перемахнул бы за десяток. Еще один из классиков говорил, что это не просто слова, а это вердикт человеку. Про милую старушку нельзя сказать, что она «дала дуба». Как правило, говорят что она представилась или отошла ко Господу. Но есть в русском языке слово, которым мы выражаем только одну великую тайну, о самой исключительной из них мы вспоминаем каждый год 28 августа. Пресвятая Богородица именно «успела» и никак иначе. Это слово давно вышло из нашего обихода и осталось только в одном значении, в значении наивысшего отношения к смерти.

Но как же нам всем хочется не «сыграть в ящик» или «дать дубу», а именно отойти ко Господу или даже успеть. Еще хочется, ч­тобы родные и близкие не рыдали возле наших тел, а испытывали радость, какую испытали апостолы. А для этого нам стоит подражать Самой Пресвятой Деве и Она будет ходатайствовать за нас перед Богом, чтобы наша кончина была мирной и желанной.

О ней в Евангелии говорится меньше десятка раз. Слава Богу, что церковное предание оставляет нам многочисленные свидетельства о Ее жизни и смерти. Так церковный историк Никифор Каллист сохранил предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была среднего или несколько выше среднего роста; волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Что касается Ее одежды, то Она довольствовалась естественным цветом ткани. Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать.

После Пятидесятницы  Дева Мария так же как и апостолы трудилась на благо созидания Церкви Христовой. Дни и ночи Пречистая проводила в молитве и посте (который она соблюдала всю свою жизнь). Нередко местом её уединения становились Голгофа и Гефсимания. Однажды Архангел Гавриил известил ей, что скоро Она буде с Господом. Чудесным образом апостолы со всего света были перенесены в Иерусалим для прощания с Нею. В третий час все увидели Спасителя грядущего в сонме ангелов  и святых, после чего Пресвятая спокойно, как бы через сон, предала Свою душу Господу, а правильнее сказать «успела».  По особой близости ко Христу и Божией Матери подобным же образом произошла кончина святого апостола Иоанна Богослова. Его святых мощей, как и Пресвятой Богородицы никогда не было, потому что у них, в отличие от простых людей,  душа и тело пребывают вместе еще до Всеобщего Воскресения. Их тела стали неотъемлемы от их души, подобно тому как и Господь Воскрес не только Душою, но и Телом.

Св. Дионисий Ареопагит, сподобившийся видеть в Иерусалиме Пресвятую Деву через три года после своего обращения в христианство, так описывает свои чувства: «Когда я предстал перед богообразной, светлейшей Девой, меня озарил извне и внутри столь великий и неизмеримый божественный свет и вокруг меня разлилось такое дивное благоухание различных ароматов, что ни мое тело, ни дух не были в силах вынести столь великие и обильные знамения и проявления вечного блаженства и славы. Мое сердце изнемогло, мой дух изнемог от Ее славы и божественной благодати! Человеческий разум не может представить себе никакой славы и чести превыше того блаженства, которое я, недостойный, тогда вкусил».

Каждый праздник Церкви, который мы отмечаем с подготовкой и верой, становится для нас не просто свершившимся фактом чей-то жизни, но Божественная благодать соединяет нас с теми людьми, которых прославляет Церковь. Таким же образом в литургии мы соучаствуем в Тайной Вечери, в Страстную седмицу мы сострадаем Спасителю, в Крещение Господне мы окунаемся во Иордан, даже если живем в Петропавловске-Камчатске. Ну а к Успению мы готовимся по тем же причинам: поскольку всем нам хочется именно «успеть». Мы постимся перед этим праздником две недели, чтобы подражать Приснодеве. Мы учимся смотреть на смерть с радостью (как бы это не звучало дико для некоторых), потому что только для праведника смерть – освобождение и приобретение. Мы учимся молиться и любить Бога как любила Она. Конечно, это нужно делать не только эти 14 дней, но совершенно точно, что Она эти наши дни будет воспринимать как особый подарок от нас и ответит взаимным подарком в день Своего Успения.

священник Виталий Фомиченко. газета «Звенигородский колокол».

Просмотры (36)
img img