Московская митрополия, Одинцовская епархия, Звенигородское благочиние

ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА

Дата
18.03.2016

В эту субботу, завершающую первую седмицу Великого поста, Православная Церковь совер­шает благодарственное празднование святому вели­комученику Феодору Тирону, принявшему мученическую смерть за Христа в начале IV столетия, в период последних гонений на христи­ан.

Великомученик Феодор Тирон (306) [+аудио]

По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей». Согласно житию, святой Феодор Тирон был во­ином в городе Аласии Понтийской области, распо­ложенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Его прозвание Тирон указывает на воинское звание — это «молодой воин, новобранец», несущий преимущественно карауль­ную службу. За отказ принести жертву идолам Фе­одор был предан истязаниям и осужден на сожже­ние. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305—311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи пере­несли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память сятого Феодора по неподвижному (минейному) календарю — 17 фев­раля / 2 марта.

Вскоре после кончины св. Феодора христианство стало дозволенной религией (с 313 года), императо­ры, начиная с Константина Великого (306—337), были христиане. Но в 361 году власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «про­славившемуся» своим отречением от Христа и по­пыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого — «Отступник».

В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градоначальнику Константинопо­ля окропить в Великий пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в язы­ческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги. Тогда св. Феодор Тирон, явившись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках.

Предупрежденные своим архипастырем верующие вынуждены были питаться в этот день только домашними запаса­ми, преимущественно вареным зерном — коливом. В честь этого события и совершается память святого.

В явлении мученика Феодора сказыва­ется его особое заступничество, потому что он явился архиепископу Евдоксию в день своей памяти (в 362 году первое воскре­сенье Великого поста пришлось как раз на 17 февраля).

Так, наряду с минейной памятью св. Феодора появился еще один день его почитания — в субботу первой недели Великого поста.

По примеру константинопольских христиан совре­менные православные готовят коливо, освящают его и раздают прихожанам.

Так завершаются са­мые трудные, первые дни Великого поста. Коливо Коливо — вареная пшеница (или иной злак) с фруктами, подслащенная медом или сахаром. Синоним — кутия (кутья) и сочиво. Этимология не­ясна, возможно, термин восходит к архаическому ин­доевропейскому корню, обозначающему ритуальную пищу. Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован еще в Древней Греции. Со времен Византии он в почти неизменном виде сохра­нился вплоть до наших дней. Богослужебный устав предписывает приносить коливо в честь и память «господских праздников и святых Божиих», что, вероятно, восходит к тради­ции древнехристианских регулярных храмовых тра­пез (это т. н. агапы).

Тропарь святому Феодору Тирону

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».

Кондак святому Феодору Тирону

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.

«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову, вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».

К. ист. наук, к. богословия Юрий РУБАН Источник: журнал «Великий пост», №4

Просмотры (84)
img img