Московская митрополия, Одинцовская епархия, Звенигородское благочиние

О причастии и исповеди

Дата
28.04.2015


Таинство Причастия

 Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,

 и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6: 53-54).

Великая Суббота 2015_11

Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным Таинством Православной Церкви.  Это таинство Христос установил накануне распятия во время Своей последней пасхальной трапезы с учениками (Тайной Вечери). Во время этой вечери Господь взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», – после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа хлеб и вино стали Его Телом и Кровью. Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии, и мы, вместе со святыми апостолами, вкушаем под видом хлеба и вина настоящее Тело и Кровь Спасителя.

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.

Как подготовиться?

В этом таинстве мы соединяемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе. А встреча со святыней всегда обязывает нас относится к ней благоговейно и смиренно, чтобы не была она поругана и попрана нашими грехами и распутством.

В связи с этим для Причастия необходимо соблюдать следующие условия:

1. Вы должны иметь православную веру и быть крещены в Православной Церкви. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего те или иные догматы христианского вероучения. Если вы не знаете, крещены вы или нет, или не уверены, что Вас правильно крестили (например, если вас крестили какие-нибудь бабушки), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.

2. К Богу следует приходить с чистой совестью – т.е. очищенной в покаянии, поэтому перед причастием необходима исповедь (о том, как подготовиться к первой исповеди, написано в листовке о Таинстве Покаяния).

3. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к Причастию, которая называется говением.

Пост (обычно три дня), во время которого не едят яиц, мясных и молочных продуктов, удаляются от развлечений, сопровождают свою жизнь усердной молитвой и покаянием. Телу предписывается воздержание от супружеских отношений. Хлеб, овощи и фрукты употребляют в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты.

(Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви).

Молитвенное правило. Во дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило.

Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и совершить дома (кроме обычных Молитв на сон грядущим) Канон Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю и Канон ко Святому Причащению. После полуночи уже ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Однако если вам необходимо принимать таблетки, без которых невозможно обойтись, то их можно запить достаточным количеством воды. Утром прочитываются утренние молитвы и Молитвы ко святому Причащению. Все эти тексты есть в книге «Молитвослов».

Пост и Молитвенное правило может быть индивидуальным для каждого человека (для ребенка и взрослого, для начинающего и опытного оно разное). Поэтому если вы готовитесь к Причастию в первый раз или у вас еще мало опыта и сил, то будет тяжело исполнить все в точности. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения священника. 

Дети и младенцы

23_новый размер

Причащать младенцев гораздо легче. Делать это надо обязательно каждую воскресную службу. Для них не требуется поста и молитвы. Однако прием пищи утром для более взрослых детей надо ограничить. Годовалый ребенок уже может ограничиться утром только жидкой пищей. Более взрослый ребенок (с трех и ранее лет), проснувшись утром, может уже пару часов обойтись совсем без еды и питья. Это, конечно, не касается грудничков, но не стоит кормить их буквально перед самими причастием, пусть с последнего кормления пройдет хотя бы полчаса.

Примерно с трех лет ребенка следует приучать воздерживаться (за день или раньше до причастия) от длительных развлечений, излишеств в пище и т.д. Постепенно надо приучать его к более длительной молитве, которую для начала будут читать его родители. При этом говение не должно превратиться в муку и протест против Церкви. Господь не налагает на человека «бремена тяжкие», а ждет от нас плода, который каждый в своей мере может принести. Однако не надо уходить в другую крайность, когда ребенок даже не замечает, что он говеет. Господь от нас всегда требует усердия.

Зачем нужна исповедь?

Когда мы ждем гостей, мы стараемся наше жилище прибрать и украсить. Так и таинство Исповеди делает в нашей душе уборку, когда мы каемся (т.е. желаем всем сердцем расстаться с какой-либо страстью или грехом). А уже потом на это убранное место приходит Своею благодатью Сам Господь и помогает нам бороться с тем, что мы уже исповедали, чтобы этот исповеданный грех опять не вернулся на свое место.

Перед Причастием необходимо исповедаться.   Расписание исповеди вы можете посмотреть на нашем сайте. Детям до 7 лет исповедь не обязательна. Однако и в более раннем возрасте человек уже понимает, что грех – это нехорошо и с ним надо бороться. В таком случае он вполне может исповедоваться, как и взрослый человек.

Как часто?

21_новый размер

Обычно рекомендуется причащаться не реже, чем раз в месяц, но этот вопрос также решается лично. Регулярное причастие Тела и Крови Христовых — не просто формальное требование. Жизнь христианская — это жизнь богочеловеческая, поэтому невозможно быть христианином вне реального общения с Богом. Чем чаще человек причащается, тем ему проще бороться с грехом и страстями. Тут уже борется не только человек, но и Сам Господь, Тело и Кровь Которого освящает и укрепляет нас. И, как следствие, человек быстрее приобретает добродетели.

Когда прийти?

Божественная Литургия – богослужение, за которым происходит таинство Причастия, – совершается всегда утром (несколько раз в год это бывает ночью). Надо прийти в храме заранее (на конуне с вечера).  А, утром для того чтобы успеть до начала службы купить и поставить свечи и приложиться к иконам. Литургия всегда предваряется Часами,  которые читаются посредине храма.

Опаздывать на Литургию нельзя. Но если вы опоздали, стоит поговорить со священником, можно ли вам причащаться или нет. Обычно от начала самой Литургии до начала причащения проходит около часа, иногда чуть меньше или больше. Поэтому если вы пришли с младенцем или с ребенком, надо постараться не опоздать. Во-вторых, надо подойти так, чтобы ребенок не устал сильно от долгого стояния, и так, чтобы люди, стоящие в храме, не устали от ребенка, поскольку тот захочет размяться, побегать и пошалить. Не надо и забегать в храм под самое Причастие, а затем сразу выбегать из него: в таком случае взрослые и сами не помолятся, и ребенок не сможет получить навык церковной молитвы.

Как подойти к Чаше?

Когда священник вынесет Чашу со Святыми Дарами и произнесет молитву, верующие в порядке очереди подходят к ней, сложив руки крестообразно на груди. Первыми идут младенцы, затем более старшие, мужчины и женщины. Резкие и лишние движения в этот момент совершенно неуместны. Встав перед Чашею, надо назвать свое имя и широко открыть рот. Причастие надо сразу же разжевать и проглотить, причем в это время пономарь вытрет вам уста платом (специальной красной тканью). Далее н вы идете запивать. Для этого вам подадут запивку: горячую воду, и кусочек антидора или просфоры. До тех пор пока вы не запили, говорить или прикладываться к иконам ни в коем случае нельзя, дабы Тело и Кровь Господа случайно не упали на пол или не случилось еще что-нибудь. Особенно это касается младенцев, которых нельзя после Причастия прижимать лицом к себе, ведь если Тело и Кровь окажется на чём-либо из одежды или на полу, то священник должен будет это сжечь.

Что делать потом?

После того как мы по милости Божией причастились, наши обязанности по отношению к великой святыне не заканчиваются. После окончания службы все прикладываются ко кресту, который подает священник. Только после этого верующие исходят из храма. Часто бывает, что во время того как люди прикладываются, читаются в храме Благодарственные молитвы по святом Причащении. Их надо тоже выслушать, и затем уже можно выйти из храма. Но бывает и так, что молитвы эти не читаются, и тогда надо вам помолиться самостоятельно. Они находятся в каждом молитвослове сразу после Молитв перед святым Причащением.

После всего этого причастившийся должен стараться воздерживаться от увеселений, празднословия и соблазнов, дабы благодать от него не отошла и не потерял он бесценный Дар, умиротворяющий его греховные метания и наделяющий дух его божественной крепостью и радостью.

Таинство Покаяния

 «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) — с этих удивительных слов началась проповедь Иисуса Христа. Покаяние — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать новую жизнь, разрушение преграды между Богом и человеком, воздвигнутой грехом, — отныне всё это дается даром всякому верующему во Христа.

Что нужно, чтобы покаяться и получить новую жизнь с Богом?

FOV_1347_новый размер

Для начала нужно честно сравнить себя с Божественными заповедями (10 заповедей см. на обороте), чтобы узнать свои грехи. Но знание грехов — это еще не покаяние, а только самое его начало. Далее нужно:

Осознать безобразие, гибельность и неправду совершенного греха. Отвергнуть все попытки самооправдания и признать свою вину. Вспомнить о том, что грех страшен не столько своим безобразием, но и лишает нас Богообщения и помощи, тем самым убивает наше тело и душу. Дойти до твердой решимости примириться с Богом и больше не грешить. Молиться о прощении и помощи в деле самоисправления. Исповедовать грехи перед священником в Таинстве Покаяния и получить разрешение. Если грех привел к ущербу ближнего, нужно постараться еще до исповеди загладить этот вред (вернуть украденное, помириться с тем, кого обидел, и т.п.). После — покрывать совершённый грех противоположной ему добродетелью.

Исповедь

  • Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно.
  • В нашем храме исповедь совершается ежедневно. Во время исповеди вы должны назвать свои грехи, не вдаваясь в излишние подробности, но и не скрываясь за общими формулами. Конечно, лучше заранее вспомнить и обдумать свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух.
  • Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.
  • Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя — это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».
  • Если человек намеренно умалчивает о каком-либо своем грехе на исповеди, то делает свое духовное состояние еще более тягостным и безысходным.
  • На исповеди неуместно рассказывать о чужих грехах, решать какие-либо мирские вопросы, а также пытаться себя оправдать — оправдать нас может только Бог, при условии нашего искреннего покаяния.
  • Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена — все отвечают вполголоса.
  • После исповедания грехов кающийся преклоняет голову, которую священник покрывает епитрахилью и читает разрешительную молитву, затем человек целует лежащие на аналое крест и Евангелие и, если готовился к Причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.
  • В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию — духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время и потом должна быть прекращена. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.
  • Не стоит забывать, что как бы ни был велик духовник, все равно главным в исповеди будет не он, а Бог. Это Ему вы каетесь и у Него просите помощи, а священник лишь помогает вам выстроить диалог и посмотреть на себя с другой стороны.

А что если грехов нет?

Сретение_06

Этот вопрос может возникать по двум разным причинам. Чаще всего мысль о собственной безгрешности бывает проявлением духовной слепоты и гордыни — молитесь, чтобы Бог избавил вас от этого страшного состояния и дал вам увидеть ваши грехи. Но бывает и так, что человек с Божией помощью исправил свою внешнюю жизнь, покаялся в старых грехах и на данный момент грехов не совершает, но не знает, что делать дальше. Такая внешняя безгрешность, по сути, является нормальным состоянием христианина, однако, это состояние всё же весьма далеко от совершенства. После исправления внешней жизни должен начаться следующий, намного более трудный этап — очищение сердца и ума, результатом чего должна стать совершенная внутренняя чистота и полная свобода от греховных мыслей. Эта чистота и является, в свою очередь, условием для достижения высшей цели нашей жизни — богообщения.

10 заповедей

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме меня
Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу
Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры
2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им
Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие
Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра втайне
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно
Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию
Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания
4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему
Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью
Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила
5. Почитай отца своего и матерь свою
Грехи: оскорбление родителей, непочитание их и непоминовение на молитвах, непочтение к старшим, ругань на священство и власти
Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них
6. Не убивай
Грехи: убийство (в том числе аборт), самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души
Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним
7. Не прелюбодействуй
Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры
Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, целомудрие
8. Не воруй
Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество
Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня
9. Не произноси на другого ложного свидетельства
Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение
Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет
10. Не желай чужого
Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога
Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё

После исповеди каждый получает возможность вести еще более чистую и праведную жизнь. Надо постараться воздерживаться от увеселений, празднословия и соблазнов, дабы на чистом и прибранном месте поселилась благодать Божия. Хранить чистоту души следует через молитву, пост и таинство Причастия.

Просмотры (102)
img img