Причины установления поминовения усопших в Троицкую родительскую субботу.

«Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8). Любовь соединяет Церковь земную с Церковью Небесной в единый духовный союз. Любовь побуждает насельников блаженных обителей молится за нас, проходящих свой земной путь. Это же чувство обязывает нас молится за всех почивших «отец и братий наших». «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 16), поэтому Он благоволит к плодам нашей любви – молитвам за усопших, особенно же за тех, которые почили в вере и уповании на милосердие Божие, но не успели принести «плодов, достойных покаяния». По этой причине и Церковь устраивает в особо установленные дни так называемые Родительские субботы, в которых возносит усиленные молитвы о почивших православных христианах (Потапов И., прот. Троицкая родительская суббота // ЖМП. 1956. № 6. С. 44).

В синаксарии мясопустной субботы говорится и о другой причине, по которой положено поминовение «всех скончавшихся от века благочестивых христиан». Многие, предпринимая путешествия, часто подвергались внезапной смерти: на море, в непроходимых горах, пропастях, от пагубы, голода, холода, пожаров, войны и от многих других смертных случаев. Так же, многие по убожеству и скудости не получили обычного погребения и подобающего отпевания. По этой причине, святые отцы, движимые чувством человеколюбия и сострадательности, установили, по апостольскому преданию, повсеместно совершать в Церкви общее поминовение всех умерших, чтобы и те, которые ни обычного погребения, ни поминовения не получили, в этой общей памяти получили поминовение: чем и показали, что и это общее поминовение великую приносит пользу умершим.

В субботу же седьмой недели по Пасхе, Церковь совершает память всех от века усопших православных христиан, но особенно тех, которые внезапно были постигнуты безвестной кончиной от многоразличных и многообразных непредвиденных случаев, и приключений (Евлампий (Пятницкий), архиеп. Сказание в субботу 7-й недели Пятидесятницы о поминовении усопших // Святая Пятидесятница. М., 1858. С. 398).

По этой причине, после вечерни богослужения этого дня, положен молебный канон о усопших, в православии скончавшихся, а на утрени канон о умерших внезапною смертию от различных несчастных случаев. Здесь исчисляются разные случаи внезапной смерти, а именно: потонувшие в воде, сгоревшие от огня, замёрзшие от холода, поражённые громом и молнией, раздавленные землёй, камнями, деревьями, упавшие с высоты в земные пропасти, отравленные различными ядами, убитые мечем и другими насильственными способами, раздавленные лошадьми, растерзанные зверями, хищными птицами, укушенные змеями и другими ядовитыми пресмыкающимися. Но так как все эти несчастные случаи бывают по воле Божьей, то благосердная мать, святая Церковь, молит Господа о таких внезапно постигнутых смертью, чтобы Господь, их горькую смерть вменил в очищение и простил их грехи и прегрешения. Но в то же время, Церковь поминает только тех умерших внезапной смертью, которые жили в вере и благочестии, а поэтому могли бы и окончить свою жизнь как подобает христианам, но по причине постигнувшего их злоключения, скончались внезапно, и, следовательно, без покаяния и молитвенного ходатайства Церкви (Там же. С 398).

В субботу же перед праздником Пятидесятницы, это поминовение совершается для того, чтобы и усопшие, через посредство молитвы, сподобились той благодати, которая уже готова излиться на их живых собратьев (Муравьев А.Н. Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви. СПб., 1882. Кн. 2-4. С. 303). Событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому и Церковь, воссылая в день Пятидесятницы молитвы об оживотворении всех живущих Святым Духом, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились ещё при жизни, была источником вечного блаженства, и чтобы они так же были собраны в Царство Небесное благодатию Того, кто «во ад сшедый, и вереи вечные сокрушивый, и во тьме седящим восход показавый» (Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы вечера. Вечерня. Молитва коленопреклонная 3).

Матфей Властарь, говоря о причине установления поминовения усопших в дни пятидесятницы, приводит такое сравнение. Воины после победы над врагами, обычно поднимают знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Так же и мы должны, после духовной брани во время и после победы воскресения, поднять победный знак во время пятидесятницы, и воспеть победную песнь Христу, с помощью Которого и победили. Но потом, после окончания пятидесятницы, прилично отдать последний долг умершим и после семи дней совершить праздник всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений (Матфей Властарь, иером. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах или Алфавитная синтагма / Перевод с греческого свящ. Н. Ильинского. М., 1996. С. 407).
После таких приготовлений к принятию Святого Духа, Церковь приводит своих чад к самому празднованию великого события. Этому празднованию посвящается восьмой воскресный день после Пасхи, а к нему присоединяется и следующий день, который предназначается для прославления Святого Духа, а также и все остальные дни этой седмицы.

Статья сайта Историческая литургика ( https://vk.com/wall-73626467_445)

Просмотры (80)

Комментирование запрещено