ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 4-й

 Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божий ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й

 Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совво-дящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божий: Сия есть селение небесное.

8Ко­гда Пре­чи­стой Бо­го­от­ро­ко­ви­це, Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­ве Ма­рии Бо­го­ро­ди­це, ис­пол­ни­лось три го­да от рож­де­ния, свя­тые пра­вед­ные ро­ди­те­ли Ее, Иоаким и Ан­на, ре­ши­лись ис­пол­нить дан­ный ими обет – от­дать на слу­же­ние Бо­гу рож­ден­ное ими ди­тя. Со­зва­ли они в На­за­рет, где жи­ли, всех сво­их род­ствен­ни­ков из цар­ско­го и ар­хи­ерей­ско­го ро­да, – ибо сам пра­вед­ный Иоаким был из цар­ско­го ро­да, су­пру­га же его, свя­тая Ан­на, бы­ла из ро­да ар­хи­ерей­ско­го, – а так­же хор непо­роч­ных дев; при­го­то­ви­ли мно­го све­чей и окру­жи­ли Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию цар­ским бла­го­ле­пи­ем, как все сие сви­де­тель­ству­ет­ся свя­ты­ми от­ца­ми. Свя­тый Иа­ков, ар­хи­епи­скоп Иеру­са­лим­ский, от ли­ца Иоаки­ма, го­во­рит так:

– По­зо­ви­те непо­роч­ных до­че­рей Ев­рей­ских, чтобы они взя­ли го­ря­щие све­чи.

От ли­ца пра­вед­ной Ан­ны, свя­той Гер­ман, пат­ри­арх Ца­ре­град­ский, го­во­рит:

– Я вы­пол­няю пред Гос­по­дом тот обет, ка­кой вы­ска­за­ла в со­сто­я­нии скор­би, и для это­го со­бра­ла хор дев со све­ча­ми, со­зва­ла свя­щен­ни­ков, при­гла­си­ла срод­ни­ков, го­во­ря всем: ра­дуй­тесь все со мною, ибо я те­перь яви­лась ма­те­рью и ро­ди­тель­ни­цею, при­во­дя свою Дочь не к ца­рю зем­но­му, но к Бо­гу, Ца­рю Небес­но­му.

Устро­ив все, что над­ле­жа­ло к чест­но­му и слав­но­му вве­де­нию, они от­пра­ви­лись в путь, ве­ду­щий от На­за­ре­та до Иеру­са­ли­ма в те­че­ние трех дней. До­стиг­нув го­ро­да Иеру­са­ли­ма, они тор­же­ствен­но во­шли в храм и по­ве­ли ту­да трех­лет­нюю от­ро­ко­ви­цу, Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию. Свя­тые ро­ди­те­ли,  взяв за ру­ки дан­ную Бо­гом Дочь свою, с ве­ли ее меж­ду со­бою. За ни­ми ра­дост­но сле­до­ва­ло все мно­же­ство род­ствен­ни­ков, со­се­дей и зна­ко­мых, дер­жа в ру­ках све­чи и окру­жая Пре­чи­стую Де­ву на удив­ле­ние все­му Иеру­са­ли­му. На встре­чу это­му слав­но­му вве­де­нию Бо­го­от­ро­ко­ви­цы, по рас­ска­зу Фе­о­фи­лак­та, вы­шли свя­щен­ни­ки, слу­жив­шие во хра­ме, и с пес­но­пе­ни­я­ми встре­ти­ли Пре­свя­тую Де­ву. Бы­ло там, – пи­шет бла­жен­ный Иеро­ним, – пят­на­дцать сту­пе­ней на цер­ков­ном вхо­де. Поста­ви­ли пра­вед­ные ро­ди­те­ли пре­не­по­роч­ную от­ро­ко­ви­цу на пер­вой сту­пе­ни. Она тот­час весь­ма ско­ро по­шла са­ма со­бою по про­чим сту­пе­ням, ни­кем не ве­до­мая и не под­дер­жи­ва­е­мая; под­няв­шись на са­мую верх­нюю сту­пень, Она ста­ла, укреп­ля­е­мая неви­ди­мою си­лою Бо­жи­ею. Уди­ви­лись все, уви­дев Ее, под­няв­шу­ю­ся по этим сту­пе­ням так ско­ро, а осо­бен­но ди­вил­ся это­му ве­ли­кий пер­во­свя­щен­ник За­ха­рия и, как про­рок, по от­кро­ве­нию Бо­жию, про­ра­зу­ме­вал бу­ду­щее сей Де­вы, ибо он, по сло­вам Фе­о­фи­лак­та, был объ­ят Ду­хом. От­ро­ко­ви­ца, ве­се­лясь и весь­ма ра­ду­ясь, шла в дом Гос­по­день, как в чер­тог, ибо хо­тя и бы­ла ма­ла воз­рас­том, все­го толь­ко трех лет, но бы­ла со­вер­шен­на по бла­го­да­ти Бо­жи­ей. Так Пре­чи­стая и Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­рия вве­де­на бы­ла в храм Гос­по­день. При этом пер­во­свя­щен­ник За­ха­рия со­вер­шил необы­чай­ное и для всех уди­ви­тель­ное де­ло: он ввел от­ро­ко­ви­цу в са­мую вы­стро­ен­ную ски­нию, на­зы­ва­е­мую «свя­тая свя­тых», ку­да нель­зя бы­ло вхо­дить не толь­ко жен­щи­нам, но да­же и свя­щен­ни­кам, а мог ту­да вхо­дить толь­ко пер­во­свя­щен­ник, од­на­жды в год.

Там пер­во­свя­щен­ник За­ха­рия от­вел Пре­чи­стой Де­ве ме­сто для мо­лит­вы. Всем же про­чим де­вам, жи­ву­щим во хра­ме, по сви­де­тель­ству св. Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го и св. Гри­го­рия Нис­ско­го, от­во­ди­лось ме­сто для мо­лит­вы меж­ду цер­ко­вью и ал­та­рем. Ни од­ной из этих дев ни­ка­ким об­ра­зом нель­зя бы­ло под­хо­дить к ал­та­рю, ибо это стро­жай­ше за­пре­ща­лось им пер­во­свя­щен­ни­ка­ми; Пре­чи­стой же Де­ве, со вре­ме­ни вве­де­ния Ее, не бы­ло за­пре­ще­но еже­час­но вхо­дить во внут­рен­ний ал­тарь, за вто­рую за­ве­су и мо­лить­ся там.  Как го­во­рит бла­жен­ный Иеро­ним, пра­вед­ные ро­ди­те­ли Иоаким и Ан­на, вру­чив ди­тя свое во­ле От­ца Небес­но­го, при­нес­ли да­ры Бо­гу, жерт­вы и все­со­жже­ния, и, по­лу­чив бла­го­сло­ве­ние от пер­во­свя­щен­ни­ка и все­го со­бо­ра свя­щен­ни­ков, воз­вра­ти­лись, со все­ми сво­и­ми срод­ни­ка­ми, до­мой и устро­и­ли там пир, ве­се­лясь и бла­го­да­ря Бо­га.

Свя­тые ро­ди­те­ли, Иоаким и Ан­на, ча­сто по­се­ща­ли Ее; Ан­на, как ма­терь, осо­бен­но ча­сто при­хо­ди­ла по­смот­реть на свою Дочь и по­учать Ее. Пре­чи­стая Де­ва, с юных лет на­учив­шись свя­щен­но­му Пи­са­нию и при­леж­но за­ни­ма­ясь ру­ко­де­ли­ем, еще боль­ше упраж­ня­лась в мо­лит­ве, и це­лые но­чи и боль­шую часть дня име­ла обык­но­ве­ние про­во­дить в мо­лит­ве. На мо­лит­ву вхо­ди­ла во Свя­тое Свя­тых, для ру­ко­де­лья же воз­вра­ща­лась в свое жи­ли­ще, ибо, по за­ко­ну, нель­зя бы­ло во Свя­том Свя­тых что-ли­бо де­лать или что-ни­будь вне­сти ту­да. И боль­шую часть жиз­ни сво­ей Она про­во­ди­ла в хра­ме, за вто­рою за­ве­сою, во внут­рен­ней ски­нии, на мо­лит­ве, а не в от­ве­ден­ном Ей жи­ли­ще, за ру­ко­де­льем. По­то­му-то все­ми учи­те­ля­ми Церк­ви со­глас­но го­во­рит­ся, что Пре­чи­стая Де­ва, до две­на­дца­то­го го­да, всю свою жизнь про­ве­ла во Свя­том Свя­тых, так как от­ту­да ред­ко вы­хо­ди­ла в свое по­ме­ще­ние.

(По материалам сайта azbyka. ru)

архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

… Не только жизнь тела важна для нас, а чрезвычайно важны условия, в которых развивается духовная жизнь детей, отроков и юношей, важно влияние общественной среды, в которой возрастают они. От примера родителей и других близких людей иногда всецело зависит духовный рост детей и молодежи обоего пола. Нравственно и духовно погибают дети пьяниц, воров и бандитов, пример жизни которых еще гибельнее туберкулезных бацилл и микробов всех других заразных болезней.      Дети очень впечатлительны, и все, что они видят и слышат вокруг себя, кладет глубокий отпечаток на их умы и сердца.     Все сказанное мною ныне, хотя и не могли бы ясно выразить на словах, хорошо понимали чистыми сердцами своими родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна и мудро позаботились о том, чтобы поставить свою Маленькую Дочь Марию в самые благоприятные условия для воспитания в святости, чистоте и страхе Божием.      Как ни трудно было расставаться с дарованной им от Бога после десятков лет бесчадия Малюткой Дочерью, они отвели ее в Дом Божий. Встретил Ее священник Захария, будущий отец Иоанна Предтечи, и по внушению Божию отважился на неслыханное дело – он ввел Ее не только в святилище храма, куда входили одни священники, но даже в святейшую часть его, отделенную тяжелой завесой и называвшуюся Святая Святых, в которую только один раз в год мог входить первосвященник с жертвенной кровью.     Здесь некогда стояла величайшая святыня – ковчег Завета, содержавший скрижали, полученные от Бога на горе Синае великим пророком Моисеем, жезл Аарона прозябший и сосуд с манной. Окончательная судьба его точно не известна, но всего вернее, что он погиб при разрушении первого Иерусалимского храма Навуходоносором.

Маленькая Пресвятая Дева Мария получила от священника Захарии разрешение ежедневно приходить во Святая Святых и здесь молиться Богу при невидимом присутствии Ангелов Божиих. Жила она в одной из комнат, пристроенных снаружи к стене храма. В этих небольших комнатах при храме жили люди, посвятившие себя Богу; жили там также и несчастные убогие, нуждавшиеся в призрении. Им, этим несчастным, служила во все дни Пресвятая Богородица, живя среди них, – служила своими работами, своей любовью.     За эти дела милосердия Она всегда была окружена любовью призреваемых и в этой атмосфере любви прожила с ними двенадцать лет. Каждый день Она подолгу молилась в храме и там вдыхала угодный Богу аромат молитв многочисленного народа и дым курений, сожигаемых на алтаре кадильном.     Святая и чистая атмосфера храма была так же благотворна для Ее духовного возрастания, как чистейший воздух высоких гор для телесного здравия и долголетия горцев. Не люди с нечистыми и злыми сердцами, а добрые и богобоязненные окружали Ее и составляли Ее общественную среду, благословенную Богом.

     В ней возрастала Святая Отроковица Мария и расцветала, как роскошный цветок, благоухающий пред Богом и людьми. В ней получила Она все задатки к тому, чтобы стать впоследствии Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим.

     О, вы, ближние мои и любимые христиане, вспоминайте всегда святых и праведных Иоакима и Анну, так премудро воспитавших свою Богом данную Дочь.

     Старайтесь и для своих детей создавать благоприятные условия возрастания в святости, правде и добре.

     Сам Господь наш Иисус Христос, Солнце правды, да поможет вам в этом угодном Ему деле.

     Аминь.                                               Проповеди   1958 г.

Просмотры (26)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.