– это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру. Раз в году – на пятой неделе Великого поста – верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Ней. Есть немало хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым, церковным праздникам, но все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках. И до сих пор это единственный из всех акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.
Авторство Акафиста уточнить невозможно, в качестве возможных авторов назывались многие авторы от эпохи имп Юстиниана I (527-565) до имп. Ираклия (610-641). Наибольшее доверие у исследователей сейчас имеет авторство прп. Романа Сладкопевца.
Некоторые части Акафиста указывают на события Благовещения. Благодаря этому, он часто входил в богослужебный круг этого праздника, и пелся до или в сам его день. Сейчас же, согласно Уставу, он поется вечером в пятницу 5-ой седмицы Великого поста. А так как богослужение этого вечера относится к следующему дню, то и служба названа Субботой Акафиста.
Акафист состоит из 24 строф (12 кондаков и 12 икосов). Он разделен на 4 части. Начинается он пением начального кондака Акафиста «Взбранной Воеводе победительная». Поется он на середине храма. В конце каждой части священнослужители уходят в алтарь.
Пение Акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением Акафистов, и молебны с пением Акафистов. Однако, в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста. Это единственный предусмотренный Уставом Акафист, единственная Уставная форма соединения обычной службы с Акафистом. Это соединение таково, что день этот становится совершенно незабываемым праздником, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице. С красотой этой службы просто нечего сравнить.
2021 г. На основе материалов журнала «Фома», Православной энциклопедии, М.Л. Красовицкая «Литургика».