Четверг Великого канона

Дата
13.04.2021

О том, как канон стал Великим.

Во времена преподобного Андрея Критского (+ 740)­­ христианские песнопения, созданные по правилам современных канонов на Утрене, не были еще так популярны, как сейчас. Но этот жанр быстро развивался и совсем скоро, благодаря соратникам преподобного Андрея (который создал около 70 канонов), таким как преп. Иоанну Дамаскину +753 (им написан канон Пасхи и ряд других канонов на Великие праздники) и его сводному брату преп. Косме Маюмскому (автору канонов Страстной седмицы и на Господские и Богородичные праздники) и другим гимнографам, эта традиция надежно закрепилась в христианском богослужении.

Канон – правило, палка, мера чего-либо. В смысле богослужебном, «канон» употребляется с 9 века, в виду того, что он всегда имеет четкую структуру. Еще столетием ранее (в VI веке) каноны не были похожи на то, что мы слышим сейчас. Они состояли из одной песни, и пелись на Утрене. Затем появляется вторая песнь, и такие двупеснцы мы можем часто слышать во время Великого поста. Далее появляется 3-я песнь и такие мини-каноны называются трипеснцами, и они тоже являются атрибутом постового богослужения. Затем стали появляться песни для каждого дня недели, начиная с понедельника (1-я, 2-я, и т.д.).

В итоге, сейчас канон состоит из 9-ти песней (без него Утреня была бы не Утреней), но такие большие произведения начинают писаться только с VIII века. Каждая песнь начиналась текстом под названием Библейская песнь – песни пророков и праведников Ветхого Завета. Всего известно 11 таких текстов. Вторая песнь быстро из них исчезла, потому что вторая песнь библейских песней — это обличительная песнь Моисея, а обличение более уместно для поста, поэтому она поется сейчас только в великопостный период по вторникам.

Четверг Великого канона или Мариино стояние.

Всем известно, что эта служба должна совершаться в четверг, вернее, сам канон и житие читают в среду вечером, а утром в четверг служится Литургия Преждеосвященных Даров. Но то, что для нас вполне понятно, для современников преп. Андрея было новшеством. Скорее всего, он и не догадывался, что его творение будет столь широко известно.

Его канон сегодня состоит из 200 тропарей во всех 9 песнях, а если считать всё, то более 250-ти (мы не имеем аналогов подобного произведения). В них четко прослеживается призыв к покаянию, а сами тексты канона часто согласуются с хронологией событий Ветхого Завета, начиная с грехопадения Адама. Некоторые стихи были написаны им уже после того, как он явил свое творение на 6-м Вселенском соборе, а некоторые добавлены уже после его смерти: одно из таких песнопений «Душе моя, душе моя, восстани…» принадлежит преп. Роману Сладкопевцу (V-VI).

Употребление Великого канона на постовом богослужении Византийской империи прослеживается уже в X веке. Но время его пения могло меняться в зависимости от местной традиции. Иногда его пели с понедельника по пятницу 5-ой седмицы, иногда в четверг этой седмицы, а иногда в 5-е воскресенье поста (на память Марии Египетской). В целом, можно сказать, что канон долгое время был четко закреплен за 5 седмицей, а когда Византия в XIII веке перешла на Иерусалимский устав, его стали совершать и в 1-ю седмицу, так как мы это видим сейчас.

Подготовил священник Виталий Фомиченко на основе материалов Православной энциклопедии и Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. I-III

Просмотры (6)
img img