Из истории перенесения мощей святителя Николая в город Бари
Из истории перенесения мощей святителя Николая в город Бари
Дата
20.05.2020
В настоящее время древний город Бари – 2-ой после Неаполя торговый порт Италии. История его не очень яркая и известная, поэтому, возможно, в нем совсем бы ничего не было для нас интересного, если бы его не наградил своим присутствием святитель Николай Чудотворец, мощи которого почивают в центральной базилике города. События этого времени отстоят от нас на тысячу лет, и многое в этом прошлом для нас непонятно.
В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. Но угодник Божий промышлял о неприкосновенности своего тела, и до определенного времени оно оставалось на одном месте.
Так в 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. В юго-восточных районах Италии было не мало христиан-греков, а в городе Бари к X веку они имели довольно не мало сил, для того чтобы постоянно отстаивать свое право находится в этом городе, молиться на своем языке и в своих храмах.
Из истории города
Город Бари до VIII века находился под властью папы Римского. Но в политическом отношении, в основном, принадлежал наследникам Римской империи. С середины VI века до конца VII принадлежал Византии. Отвоеван при Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики, когда местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и город стал прибежищем многих противников иконоборчества. Латинский клир опирался в своей деятельности на поддержку папы Римского, а греческий на византийские власти. В это время и до норманнского завоевания в окрестностях города сосуществовали бенедиктинский монастырь и многочисленные греческие обители. В 847 году город захвачен арабами, но одержав над ними победу, Византия, после 871 года, взяла его под свой военный протекторат.
В XI в. с ростом значения как морского порта Бари стремился освободиться от контроля византийских властей. Заручившись поддержкой папы Римского, норманны в 1071 году сумели вытеснить византийские войска из этой области Италии. Еще один раз в 1154 г. при поддержке Византии, Бари попытался оспорить власть норманнских правителей, но Вильгельм Злой, подавив восстание, сравнял город с землей, пощадив лишь базилику святителя Николая. Кафедральный собор св. Сабина (см. рис. «Бари 5»), построенный византийцами (1035-1064), был превращен в руины и восстановлен лишь в 1170-1178 гг.
Итак, жители города Бари решили спасти мощи святителя Николая
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию.
Через год была построена церковь-базилика во имя святителя Николая.
Храм заложил аббат бенедиктинского монастыря Илия (позже епископ Бари), возможно, он являлся и вдохновителем увоза мощей своими соотечетвенниками. Базилика всегда была одним из центров придворной жизни. После взятия Иерусалима (1099) и увеличения потока паломников в Святую землю базилика святителя Николая стала обязательным местом поклонения. Хранителями мощей свт. Николая являются монахи доминиканского ордена, находящиеся в юрисдикции Римского Первосвященника.
Каждый год, 9 мая по новому стилю, при участии католических и православных священнослужителей, в Бари совершается торжественный крестный ход, во время которого воспроизводятся события перенесения мощей святителя Николая (скульптуру святого перевозят по водам залива и затем, при звуках оркестра и аплодисментов несут через весь город).
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.
Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.
В настоящее время в северо-восточном углу крипты устроен православный придел.
В церкви всегда есть паломники и прихожане с самых разных стран и особое место в среди них занимают русскоязычные группы. От Русской Православной Церкви в 2002 г. в дар базилике передан 70-килограммовый малахитовый крест, инкрустированный серебром и драгоценными камнями, который был изготовлен уральскими мастерами по заказу итало-российского Фонда святителя Николая Чудотворца. По четвергам в крипте проходят православная литургия на русском языке, в которой обязательно участвуют клирики русского православного подворья, а также клирики других Православных Церквей.
Саркофаг с мощами Николая Чудотворца защищен мощным заграждением. Ворота и доступ к зарешеченному окошечку открываются только во время службы. В 1951 г. при реставрации базилики он был открыт (мощи святого источали миро). Он устроен в виде небольшого каменного ковчега, крышка которого имеет 3 уступа по краям и 3 лунки в центре, средняя — сквозная. Верхняя алтарная доска сплошная, а боковая сторона стола имеет арочное отверстие для сбора мира.
В сокровищнице базилики (в башне колокольни) собраны и выставлены в витринах многочисленные дары, среди которых такие святыни, как шип из тернового венца Спасителя, частицы мощей ап. Иакова Алфеева, ап. Иакова, брата Господня, равноап. Марии Магдалины, мч. Лонгина Сотника и других.
В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.
По материалам сайта http://www.pravenc.ru/, https://pravoslavie.ru и других.