По данным европейских исследователей, сегодня в мире уже не три христианских конфессии (православие, католицизм, протестантизм), а смело можно говорить о четвертой – харизматизм, имеющий множество ветвей и толков, ярким и наиболее многочисленным представителем которого является движение неопятидесятников. Эта четвертая колонна зародилась в среде протестантизма в конце 19 века, а спустя столетие численность ее последователей стала выше, чем у остальных, причем развивается она динамичнее.
Об этом движении слышали не многие, про них не так много говорят, как о свидетелях иеговы, но в больших городах об их собраниях сообщают яркие плакаты, они поздравляют жителей с праздниками на огромных бил-бордах, их организации внедряются в социальные сферы, а различного рода правозащитники лезут во власть и законодательные органы самых высоких инстанций. Рано или поздно в своем городе их можем увидеть и мы.
Суммировать все право- и кривотолки течения харизматов и вкратце рассказать в одной статье невозможно. Но на примере самых ярких и динамично развивающихся неопятидесятников можно составить представление о всем движении.
Как и говорилось выше, колыбелью харизматов был протестантизм. В конце 19 века в США проповедник методистской школы Чарлз Парэм решил, что главным даром и признаком настоящего крещения Святым Духом в день Пятидесятницы стало чудо говорения разными языками. Первой кто «заговорил» на никому непонятном языке стала ученица этой школы. После нее число «полиглотов» росло лавинообразно – в России и Советском Союзе из называли пятидесятниками или «трясунами». Но в 60-е годы 20 века движение вышло на новый уровень и уже тогда его стали называть неопятидесятничеством, а последователей – харизматами. Они внесли в относительно спокойный мир обычных пятидесятников дух современности: больше эстрадного шоу, больше современной музыки, больше спецэффектов, больший акцент на «силовом поле» (бесы изгоняются тысячами безо всяких особенных усилий со стороны харизматического «экзорциста»). Люди шли на эти собрания, потому что там было «отвязно». Собрания начинались с проповеди или рок-концерта в наиболее «разгоряченном» варианте, а затем — падения на пол, и «духовные танцы», и «святой смех», и крики, напоминающие крики животных, и просто конвульсивные движения, — эти болезненные психические проявления харизматы считают обязательными качествами каждого христианина. Даже консервативные пятидесятники считают, что в этом деле и во многих других они перешли все допустимые границы.
Если же взглянуть на догматическую сторону этого движения, то тут мы увидим совершенную свободу мысли, множественные нестыковки, явное богоборчество и желание устроить «рай» на земле всеми возможными способами.
Описывать вероучение харизматов дело неблагодарное. Они не имеют структурной централизации, наиболее крупные общины не связаны между собою, имеют разные названия, и всю необходимую информацию получают не из книг и Священного Писания, а напрямую от бога и ангелов. Но несмотря на это, в области веры у них есть определенные авторитеты. Это далеко не апостол Павел или какой-либо другой апостол. Эти авторитеты ныне здравствуют, они проповедуют на огромных стадионах, где десятками и сотнями изгоняют бесов, они пишут книги, они миссионерствуют по континентам и благодаря этому зарабатывают немалые деньги. И совершенно точно можно сказать, что этим людям верят.
А если суммировать все мысли этих популярных харизматических богословов, то:
Мировой порядок необходимо менять, т.е. делать все, чтобы создать на земле рай, в котором у каждого будет во всем преизбыток (богатство, красота и здоровье). Если государственный строй мешает осуществлению этой мечты, то этот строй необходимо поменять. Самому человеку меняться в лучшую сторону не обязательно, потому что человек – точная копия бога, между ними можно поставить знак равенства; задача бога — исполнять желания человека (деньги, здоровье, сила и т.д.); к томуже, каждый человек может стать новым мессией, а сам Иисус Христос был просто человеком, причем, чтобы искупить людей Он принял в Себя природу сатаны. В общем, можно сказать, что ни о каком христианство речь и не идет, а некоторые течения не признают даже Святую Троицу.
В реальности, а не в будущем, «харизматический» мир тоже выглядит не так как его хотят видеть безудержные проповедники. Не смотря на рекламу экономического процветания, здоровья и радость нового харизматического общества, на деле оказывается, что ничего из предложенного просто нет. Не смотря на все усилия, деньги не льются на паству дождем, больные и убогие так и не получают исцеления, а в атмосфере рая может позволить себе жить только верхушка проповедников и их прислуга. Почему же люди этого не замечают? Потому что признаться в том, что у тебя нет денег, ты болен и несчастен неопятидесятник просто не может. Все это считается самым тяжким грехом. Единственное, что получает человек на собраниях по-настоящему, это неконтролируемый духовный экстаз, который часто выжимает из человека все силы, делает его психически неуровновешенным, склонным к перепадам настроения и депрессии (в общем, почти все то, что делают с человеком наркотики). Благодаря этому одному факту попытки спорить с этими людьми не дадут никакого результата, пока человек не увидит, что пытаясь получить «быстрорастворимое счастье», он потерял и то, что имел.
Материал подготовил священник Виталий Фомиченко/ «Звенигородский колокол» июнь, 2017.