СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ОК. 960 — 15.07.1015). Исторический взгляд.

В том году, 28 июля (во вторник) в России на государственном и церковном уровне будет широко отмечаться день памяти Крещения Руси и 1000-летие со дня кончины великого князя Владимира Киевского. В этой статье мы расскажем о известных и малоизвестных фактах из жизни равноапостольного князя, о обычаях того времени и истории Древней Руси.10813

История до Крещения

Год рождения князя Владимира точно неизвестен. Исторические исследования приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Таким образом князь Владимир умер в весьма почтенном для того времени возрасте 55 лет, причем, правил он 40 лет.

Матерью князя Владимира была «ключница» святой княгини Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т. е. уроженца г. Любеча близ впадения Десны в Днепр). Тот факт, что князя Владимир был сыном несвободной наложницы, а также близость имен давали повод некоторым исследователям для едва ли основательного предположения о Малуше как рабыне-пленнице, дочери Мала, князя восточнослав. племени древлян. Однако, происхождение от наложницы в древнерус. княжеском семействе раннего средневековья, как и в целом в Европе того времени, обычно не влекло за собой ущемления династических прав. Об этом свидетельствует и данное князя при рождении ярко выраженное княжеское имя.

Карта Киева во времена кн. ОльгиВозможно князь родился в с. Будутине под Псковом, куда будто бы отослала Малушу разгневанная Ольга. Часто предполагают, что детство князя Владимира и его братьев Ярополка и Олега (сыновей Святослава от др. матери) из-за постоянных длительных военных отлучек Святослава из Киева прошло под опекой их бабки св. кнг. Ольги, что якобы не могло не сказаться на отношении Святославичей к христианству. Не исключая влияния кнг. Ольги на юных внуков, следует в то же время помнить, что в Др. Руси воспитание княжичей с детского возраста доверялось, как правило, нарочно для этого приставленным пестунам — представителям старшей дружины, опытным в военных и гос. делах. В этой роли рядом с князем мы видим Добрыню, его дядю по матери. Этому человеку мы обязаны появлением в наших сказках древнерусского богатыря Добрыни Никитича.

Отправляясь после смерти кнг. Ольги в 969 г. во 2-й балканский поход, кн. Святослав выделил сыновьям уделы, причем В. С. достался Новгород, куда он отправился вместе с Добрыней. Это говорит о том, что княжич был скорее всего не младшим среди братьев, как часто, но без видимых оснований считается, а следующим по старшинству после Ярополка, получившего Киев, поскольку в то время новгородский стол был 2-м по важности после Киева (Олег получил землю древлян).

Древнерусский дружинник . Вторая половина X века.

Древнерусский дружинник . Вторая половина X века.

Через нек-рое время после гибели Святослава (весна 972) между его сыновьями разгорелась междоусобная война, в результате к-рой сначала в борьбе с Ярополком погиб Олег, а затем из опасения перед старшим братом бежал «за море» князь Владимир, после чего Новгород оказался в руках киевского князя. Вернувшись с наемным варяжским войском, Владимир отвоевывает Новгород, сватается к Рогнеде, дочери полоцкого кн. Рогволода, получает отказ, захватывает Полоцк, убивает Рогволода и овладевает Рогнедой, идет на Киев, берет его и убивает Ярополка, к-рый сдался на милость победителя. Так излагает дело «Повесть временных лет», хотя не вызывают доверия ни мотивация, ни хронология междоусобия, как она представлена в ней.

 Ясно одно: незадолго до 978 г. между Святославичами вспыхнула борьба за власть, в ходе к-рой и кн. Ярополк и Владимир стремились привлечь на свою сторону Полоцк, в к-ром правил тогда не зависевший от Киева князь. Совокупность иностранных и русских источников позволяет выдвинуть гипотезу, что юные Святославичи, видимо, оказались втянуты в длительную и ожесточенную борьбу германского императора Оттона II против чешско-польск. коалиции, причем

киевский князь оказался на стороне герм. императора, а новгородский и древлянский князья — на стороне чешского и польского короля.

Древнерусский воин. Вторая половина X века.

Древнерусский воин. Вторая половина X века.

Так или иначе, с 978 г. начинается киевское княжение князя Владимира, 10-летний языческий период к-рого в древнерус. источниках довольно подробно охарактеризован в отношении семейных обстоятельств князя, его военно-политической деятельности и его религ. поисков, приведших к Крещению. Источники уделяют много внимания женолюбию князя языческого периода. Помимо многочисленных наложниц в загородных резиденциях не менее малочисленным было его потомство, так что количество известных сыновей князя достигает обремененного евангельскими ассоциациями числа 12. Законных жен у Владимира-язычника было 3. Не маловажен тот факт, что святые благоверные князья Борис и Глеб родились уже после того, как Владимир крестился и женился на византийской царевне Анне.

Как то бывало и раньше династические неурядицы в Киеве сопровождались ослаблением или даже полным прекращением даннической зависимости от него ряда восточнослав. племен. По этой причине первые годы киевского княжения Владимира летопись рисует как цепь военных предприятий, направленных на восстановление такой зависимости. Он совершил удачные походы против вятичей, радимичей, хорватов, хазар, волжских булгар, ятвягов и ляхов. Последний поход  дает основания заключить, что Владимир в качестве киевского князя, вероятно, унаследовал союз с Германией и войну против Чехии и Польши, начатую его предшественником кн. Ярополком.

Древняя Русь в 9 - середине 11 веке

Древняя Русь в 9 — середине 11 веке

Наряду с военно-политической активностью молодой князь принял меры по внутренней консолидации Древнерусского гос-ва. Именно в этом плане следует рассматривать те шаги нового киевского князя, к-рые принято характеризовать как «языческую религиозную реформу». А именно, рядом с княжеским двором он поставил общественное капище «кумиров»: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, к-рым были установлены торжественные жертвоприношения, в т. ч. человеческие. Капище имело каменную вымостку с 6 полукруглыми выступами (по числу идолов) возле которых возжигались жертвенные костры.

Крещение

Из всей совокупности данных крещение Владимира и его деятельность по христианизации Руси предстает как сознательный, целенаправленный выбор, обусловленный как личными религ. исканиями князя, так и совокупностью внутренних (неудовлетворительность язычеством и в религ. отношении, и в качестве государственно-консолидирующего идеологического фактора) и внешних (необходимость вступления Руси в семейство христ. держав) политических причин.  В «Повести временных лет» повествуется о последовательном приходе к владимирскому князю посольств от мусульман (волжских булгар), латинян из Рима, хазарских иудеев и, наконец, из Византии, каждое из к-рых убеждает князя принять их веру. По разным причинам В. С. отказывает первым 3 посольствам и благосклонно выслушивает пространную речь христианина, к-рый кратко опровергает учение мусульман, латинян и иудеев, сжато излагает ветхозаветную историю, ветхозаветные пророчества об отвержении иудеев и пришествии Спасителя, затем переходит к событиям новозаветным и, наконец, производит большое впечатление на князя, нарисовав перед ним яркую картину Страшного Суда. После чего князь по совету дружины отправляет собственные посольства «в болгары», «в немьци» и «в греки» (о иудеях на этот раз речи нет) посмотреть на их службу. Побывав в мусульм. мечети, лат. церкви и на Патриаршей службе в Царьграде, рус. послы возвращаются, пораженные красотой греч. богослужения («не свемы, на небе ли есмы были ли на земли»). В результате Владимир и дружина решают принять «закон гречьскии» еще и потому, что именно его в свое время приняла кнг. Ольга.

выбор религий

выбор религий

Если о реальности событий предшествующих крещению нет оснований спорить, то в отношении обстоятельств и времени его в древнерус. источниках нет единства, что отмечал и составитель «Повести временных лет», сам придерживавшийся версии о крещении князя в крымском г. Корсунь (по-гречески Херсонес): «Не сведуще право глаголють, яко крьстилъся есть в Киеве, и ини же реша в Василеви, друзии же инако скажють».

Согласно распространенной версии решив с дружиной принять св. крещение, князь «иде с вои на Корсунь, град гречьскии», осаждает его в течение 9 месяцев и захватывает в результате предательства некоего Анастаса Корсунянина. После этого князь шлет послов в К-поль, требуя отдать за него Анну, сестру визант. императоров Василия II и Константина VIII. Те, напуганные угрозами В. С. двинуться походом против Царьграда, уговаривают сестру выйти замуж за киевского князя при условии Крещения последнего. В. С. отвечает согласием, Анна с группой священников прибывает в Корсунь. После этого В. С. поражает внезапная слепота, к-рая чудесным образом проходит после Крещения князя местным епископом, затем происходит бракосочетание князя с визант. царевной. В. С. с супругой, греч. священниками и Анастасом возвращается в Киев, где ниспровергает языческих кумиров и велит креститься киевлянам.

Свидетельства иностранных источников дают возможность с достаточной точностью восстановить хронологию и внешнеполитический фон событий, связанных с крещением. После катастрофического поражения от болгар летом 986 г. Византийская империя в 987 г. оказалась охвачена мятежом, к-рый поднял влиятельный полководец Фока Варда, в авг. объявивший себя императором; к концу года его войска стояли уже под стенами Константинополя. Ввиду смертельной опасности, нависшей над Македонской династией, имп. Василий II отправил посольство на Русь к киевскому князю с просьбой о помощи, причем был вынужден принять требование киевского князя о союзе династическом, взамен в Константинополь отправилось около 6 тыс. варягов-войнов. Предуготовляя его, В. С. принял Крещение. В крещении Владимир был наречен Василием — несомненно, в связи с тем, что его заочным крестным отцом считался имп. Василий II (такова была обычная практика визант. «политических» Крещений). Летом 988 г. В. С. отправил в Византию рус. войско и у днепровских порогов (место, наиболее подверженное нападениям степняков) дожидался царевны Анны. Русское войско помогло Василию II нанести мятежникам 2 решительных поражения, в последнем из к-рых погиб и сам Фока Варда. Однако Анна не прибыла, а возможно греки пытались даже подменить невесту.Крещение князя Владимира

Брак «порфирородной» принцессы с «варваром» был уникальным исключением из визант. династических правил, и потому было бы вполне понятным, если бы Василий II, получив рус. военную помощь, не торопился с исполнением своих обязательств. Разгневанный князь осенью выступил к Корсуни (нынешний Херсонес), пользуясь зимними штормами, из-за которых греки не могли прислать помощь, Владими после продолжительной осады захватил город между апр. и июлем 989 г. Согласно одному редкому житию, взять Корсунь помог не Анастас, а варяг (И)жберн; по взятии города уже князь убил «князя корсуньского и со княгинею», насильно овладел их дочерью, после чего отдал ее за (И)жберна, к-рого поставил наместником в Корсуни. (Вспомним, как 12 годами ранее Владимир, будучи унижен отказом полоцкого князя Рогволда выдать за него дочь Рогнеду, отправился походом на Полоцк, следствием чего было пленение города и убийство Рогволда с сыновьями). В виду таких опасностей Василий II вынужден был выполнить свое обязательство, багрянородная царевна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание, по всей вероятности еще в том же 989 г. В качестве выкупа за невесту князь возвратил императорам город, заложив в нём прекрасный храм (и поныне его развалины свидетельствуют о красоте и великолепии святыни). Однако корсунское духовенство он всё же взял с собою в Киев в помощь для дальнейшей христианизации. Осенью 989 или весной 990 г. князь вернулся в Киев. Князю было всего 30 лет.

История после Крещения

Первые шаги по христианизации Руси были предприняты немедленно после возвращения в Киев: разрушение языческих святилищ в столице и Крещение киевлян (вероятно, в 990) с помощью греч. священников, как прибывших с Анной, так и приведенных из Корсуни. В ближайшие годы аналогичные массовые Крещения были, надо полагать, предприняты и в др. крупнейших городах Руси. В Киеве появилась митрополия Константинопольского Патриархата с несколькими кафедрами.

Развернулось деревянное храмостроительство, о конкретных масштабах к-рого судить трудно. Уже в 990/91 г. началось строительство в Киеве каменной церкви Пресвятой Богородицы (Десятинной), для строительства к-рой были приглашены греч. мастера и к-рой были переданы иконы, церковная утварь и мощи святых Климента, папы Римского, и его ученика Фива, вывезенные из Корсуни; служили в ней греч. корсунские священники. Не вполне ясно, была ли она дворцовым княжеским храмом или служила нек-рое время также митрополичьим кафедральным собором. Характерно, что эти отчисления по воле В. С. поступали в распоряжение не митрополита, а Анастаса Корсунянина, бывшего, вероятнее всего, экономом Десятинного храма,- свидетельство того, что учреждение десятины состоялось либо до установления митрополии, либо во время ее вдовства. В 1169 церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203 — войска Рюрика Ростиславича. В конце 1240 орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.8260-img_1

Крестившись, князь не изменил своего веселого и радушного характера. Христианство направило его энергию на созидание государства, укрепление благочестия и помощь страждущим. Эта разительная перемена не была забыта будущими поколениями.

Некоторые изменения претерпело и право. Теперь власть в государстве делится между князем и Церковью по образцу византийского права. В сфере церковного суда оказалось брачное и семейное право, преступления против нравственности, ведовство, суд над т. н. церковными людьми (клириками и членами их семей). Как и во время Петра I, князь лично отбирал детей у родителей и отдавал их греческим учителям «на учение книжное». Однако в области наказания за преступления на Руси сохранилась местная традиция, когда все судебные случаи могли решаться денежной компенсацией, хотя в Византийском праве издавна применялась смертная казнь или членовредительные наказания. Традицию престолонаследия равноапостольный князь в конце своей жизни пытался изменить на греческий манер. Таким образом он планировал, но не успел осуществить, передачу власти не старшему своему сыну, а св. Борису, который был одним из младших сыновей, но мать его происходила из болгарского царского дома.

Zlatnik_HQНовшеством для Руси было начало чеканки в Киеве золотой и серебряной монеты с изображением самого князя на манер того, как это выглядело в Византии. Относительно небольшие тиражи, а также крайне низкая проба монетного серебра говорят скорее о политически репрезентативном характере монеты (в IX-X вв. на Руси в большом количестве ходила серебряная монета араб. чеканки – дирхем). Из портретных черт В. С. обращают на себя внимание массивный подбородок и длинные отвислые усы.

О внешнеполитической деятельности В. С. после Крещения имеются лишь разрозненные сведения. Они создают впечатление, что на смену чрезвычайной военной активности В. С. языческого периода приходит политика, направленная больше на удержание и стабилизацию достигнутого. Большие работы были проделаны по укреплению обороны государства. Св. Владимир предпринял строительство по берегам притоков Днепра на правобережье (по Стугне) и на вост. берегу (по Десне, Суле, Трубежу, Остру и др.) грандиозной фортификационной системы, к-рая состояла из крепостей («градов»), соединенных сплошными земляными валами с деревянным тыном и населявшихся людьми, выведенными со всех концов Руси. Система кое-где видна и по сей день. Обновлялись и расширялись крепостные укрепления в крупных городах вокруг Киева — в Белгороде, Переяславле; основывались новые — Василев, Городец Остерский, Воинь и др. В русле этой же политики была сильно расширена площадь Киева внутри новых городских стен (город Владимира). Однако печенеги не переставали нападать на Русь.

Что в конце жизни после смерти царицы Анны св. Владимир женился вторично.

Равноапостольный князь скончался внезапно в своей загородной резиденции Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Киевский престол вопреки планам захватил вышедший из заключения старейший в роде Святополк, и на Руси разгорелось кровавое междоусобие Владимировичей, в ходе к-рого погибли святые Борис и Глеб, а также Святослав и к-рое окончательно утихло только после мира между Ярославом и Мстиславом в 1026 г.

Судьба останков князя Владимира.

 Былинный цикл вокруг образа св. князя складывался уже в первые столетия после его смерти. Народная память, отразившаяся в былинном эпосе, сохранила образ В. С. как радушного, хлебосольного киевского князя, Красного Солнышка («У ласкова князя Владимира, / У Солнышка, у Сеславьича, / Было столованье, почетный пир…», стольный город к-рого охраняется от наездов степняков богатырскими заставами, а среди богатырей помимо Ильи Муромца выделяется Добрыня Никитич.

Мраморный саркофаг св. Владимира в Десятинной церкви был установлен рядом с саркофагом Анны, посреди храма, что было нетипично для византийской традиции (возможно для скорейшего прославления). Гроб и мощи В. С. были утрачены в кон. 1240 г., оказавшись погребены под развалинами Десятинной ц. после захвата Киева монголо-татарами. В 1632/36 г. при разборке руин с целью возведения нового храма по повелению Киевского митр. св. Петра (Могилы) были якобы обнаружены то ли 2, то ли 1 мраморный саркофаг с останками, к-рые свт. Петр счел за мощи В. С. согласно найденной при гробе надписи; затем саркофаги были закопаны снова.

Череп останков, найденных свт. Петром, был перенесен им в Успенский собор Киево-Печерской лавры, откуда незадолго до начала Великой Отечественной войны отправлен в Ленинград с целью создания скульптурной реконструкции по методу Герасимова (в настоящее время местонахождение неизвестно). Нижняя челюсть была в 1638 г. подарена митр. Петром царю Михаилу Феодоровичу и хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Кисть руки была положена в киевском Софийском соборе (исчезла, вероятно, во время второй мировой войны).

Церковное почитание

Проблемы становления почитания св. Владимира и времени его канонизации остаются дискуссионными. Очень рано, уже вскоре после окончания усобицы Владимировичей, деятельность Крестителя Руси была осознана русскими людьми как благодатный подвиг равноап. государя.

Это дает основания предполагать, что в правление Ярослава Мудрого были предприняты определенные шаги для церковного прославления. Однако в следствии отсутствия чудотворений или др. причин его почитание не получило широкого распространения. Ввиду этого нек-рые исследователи относят возникновение церковного почитания В. С. к XI — нач. XII в., возводя к этому времени и древнейшую посвященную ему службу (Н. И. Серебрянский, Н. К. Никольский, Н. С. Серёгина, Карпов и др.).

херсонес-Корсунь

Херсонес-Корсунь

Возможно, в первое время почитание равноапостольного князя пребывало в тени рано установившегося празднования святым Борису и Глебу, так что и церковное поминовение его происходило не самостоятельно, под 15 июля, а в дни памяти его сыновей-страстотерпцев. В этой связи стоит напомнить также о древней и устойчивой иконографической практике изображать князя именно со святыми Борисом и Глебом. Такой обычай мог сложиться очень рано, еще тогда, когда мощи святых Бориса и Глеба первоначально покоились в Вышгороде, в ц. св. Василия, где (как и в киевской ц. св. Василия или Десятинной ц.) молитвенное обращение к В. С., в Крещении Василию, могло бы возникнуть естественнее всего. Можно с большой долей уверенности говорить о существовании почитания св. Владимира в первые столетия после его кончины. Противоречивость свидетельств можно объяснить тем, что в XI-XIII вв. на Руси, как и в Византии (в отличие от Западной Церкви), не существовало единой процедуры канонизации, для установления почитания святого, по-видимому, достаточно было устного благословения митрополита или епископа.

Со 2-й пол. XIV в. почитание св. князя активно поддерживается московским великокняжеским домом, а в 1-й пол. XV в. почитание приобрело черты церковно-гос. празднования. В ходе борьбы против католической Флорентийской унии на рус. почве была сформулирована идея о преемственности Московской Руси по отношению к Киевской, отразившаяся, в частности, в формуляре великокняжеских грамот, неотъемлемой частью к-рых стало обращение к «нашему прародителю, святому и равноапостольному великому князю Киева и всея Руси Владимиру». В этот период княжеское служение начинает восприниматься как подвиг, сопряженный со святостью. Когда вел. кн. Василий III Иоаннович хотел перед смертью принять монашеский постриг, противники пострижения говорили ему: «Князь великий Владимер Киевский умре не в чернцах, не сподобися ли праведного покоя? И иные великие князи не в чернцах преставилися, не с праведными ли обрели покой?»

Наибольшее развитие представление о сакральном содержании княжеской и царской власти получило в эпоху царя Иоанна IV Васильевича Грозного, когда эта власть рассматривалась как «подвиг и долг перед своим народом, в первую очередь в сохранении веры, Церкви, Святой Руси», а св. Владимир начал восприниматься как воплощение идеала правосл. Государя.

С XVI в. активно разрабатывается тема родства московских правителей из рода Рюриковичей, потом Романовых и князей Киевской Руси. В идеологии Иоанна Грозного святость русских князей призвана была укрепить авторитет царской власти. Свое зримое воплощение эта тема получила в росписях домовых храмов и палат Кремлевского дворца, в изображениях родословного древа рус. государей — композициях, получивших наибольшее распространение со 2-й пол. XVII в.

В эпоху Российской империи почитание В. С. приобрело подчеркнуто гос. характер.

На основе материалов Православной Энциклопедии.

Просмотры (400)

Комментирование запрещено