Слово в день Святой Троицы.

В воскресенье, 16 июня,  Православная Церковь, отмечая свое почти двухтысячелетний день рождения, торжественно славит Святую Троицу.

Хотя событие это и новозаветное, но основание ему было положено более чем за полторы тысячи лет до пришествия в мир Спасителя. В те ветхозаветные времена патриарху Аврааму у дуба Маврийского (близ Хеврона) в виде Трех Странников явился Бог. Он в пятидесятый день после исхода из Египта заключает с израильским народом Завет, дает Закон, тем самым рождается ветхозаветная церковь скинии завета, со всеми ее предписаниями и традициями, которые тесно переплетались с нормами и традициями Церкви Христовой. Наконец, через пророков Своих Господь многократно и многообразно открывает людям грядущие события, говоря: “Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять” (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).

И Сам Спаситель неоднократно напоминает апостолам, что времена исполнения всего, о чем говорилось в Ветхом Завете уже пришли и осталось совсем немного.

И вот, наконец, наступил 50 день после Воскресения Христа Спасителя. Самые ближайшие ученики Его находились в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Обычно в это время иудеи направлялись в храм на праздничное богослужение. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

Так произошло рождение Церкви Христовой. Так апостолы получив в изобилии все дары Святого Духа передавали ее через руковозложение своим приемникам. Таким образом из горстки ближайших учеников, которые находились в сионской горнице, произросла величайшая Церковь. Укрепляемая и оживотворяемая Пресвятой Троицей, ей дано обетование оставаться такою всегда, так что и врата адовы не одолеют её.

Надо сказать, что День Святой Троицы или Пятидесятница один  из величайших праздников и по красоте и торжеству богослужения уступает разве что только Пасхе и Рождеству. Ко Дню Троицы храмы и дома принято украшаются деревьями, травой и цветами ведь зеленый цвет в церковной традиции символизирует цвет жизни, цвет возрождения, оживотворения, которое даруется Святым Духом всем верующим во Христа. Особое место среди зелени занимали всегда молодые березовые ветви. Кстати, традиция украшать храм зеленью берет начало от ветхозаветного богослужения, в котором праздник Пятидесятницы соединялся с обычаем приносить в дар Богу начатков урожая, которые обычно начинались в конце мая.

Накануне Дня сошествия Святого Духа на апостолов совершается одно из самых важнейших в году поминовений усопших — Троицкая родительская суббота. В самый день праздника, сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.

Однако, за всеми этими традициями и приготовлениями нетрудно не заметить и пропустить самое главное, а именно все то, для чего нам был ниспослан Христом Святой Дух. Об этих дарах Святого Духа в этот день будет особо напоминать Святая Церковь. Ведь не смотря на то, что Господь передал ей все необходимое для победы над грехом (благодать, таинства, обряды и т.д.), люди этими средствами принебрегают, отказываются прибегать к ним, считая их формальностью и традициями  средневековья. Таким образом они остаются в положении апостолов, которые приняв учение Христа, но не будучи еще просвящены и оживотворены Духом, не могли применить его и не находили в себе сил для того, чтобы противопоставиться целому миру, со всей его непримиримостью и кровожадностью.

Таким людям стоит напоминать слова Христа: «Без Меня не можете творить ничего». Эти слава стали отчетливо понятны апостолам, только тогда, когда они получили Святого Духа. Они получили Иного Утешителя, Который сразу наполнил их сердца и сердца последующих христиан такой силой и радостью, что «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:38–39). Эта сила (благодать Святого Духа), и сейчас наполняет святые храмы, изливается на христиан через таинства Церкви, обретается через добродетельную жизнь по Евангелию, которое Господь открыл всем желающим.

С Пятидесятницей оканчивается цикл подвижных праздников, зависящих от Пасхи. Этот цикл начинался за 7 недель до Пасхи, и был временем поста и покаяния, а 7 недель после Пасхи были днями радости, особых торжественных служб, послаблением поста и духовных подвигов.

Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост.

священник Виталий Фомиченко.

Просмотры (172)

Комментирование запрещено