Слово в день Пятидесятницы

Игумен Серафим (Доровских), «Звенигородский колокол»

День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому его ещё называют Пятидесятницей.

История этого праздника начинается еще в Ветхом Завете. У иудеев был великий праздник Пятидесятницы, когда Моисей сошел с горы Синай и вынес на своих руках две скрижали Завета, в которых были записаны десять заповедей, а также, по повелению Господа, записал правила поведения для израильского народа. К тому же, на Синае были записаны правила относящиеся к Скинии Завета и подробно излагалось то, как совершать богослужение, посвящать священников, совершать молитвы и жертвы и многое-многое другое. Можно сказать, что в этот день израильтяне отмечали день рождения своей ветхозаветной церкви, да и вообще, это был день, в который история этого народа поменялась кардинально. В связи с этим, после Пасхи этот праздник был самым важным для любого иудея. Каждый год в этот день Иерусалим наполнялся паломниками из всех пределов Иудеи, от того и ученики Христа после его Вознесения  никуда не ушли, но по Его повелению, оставались все вместе в одном из домов Иурусалима. Спустя 10 дней после Своего Вознесения Господь исполнил обещанное и даровал Своим ученикам «Нового Утешителя», благодаря чему Его ученики уже никогда не были такими как раньше.

Был третий час дня по еврейскому счету часов (по-нашему — девятый час утра). Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили, остановились по одному на каждом из них.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать воскресшего Христа на их родных языках.  Проповедь сопровождали многочисленные чудеса. Все это так подействовало  на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа». Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Каждый день крещенных становилось все больше.

Так произошло рождение Церкви Христовой. Так апостолы, получив в изобилии все дары Святого Духа, передавали ее через руковозложение своим приемникам, а те, в свою очередь, другим ученикам, рукополагая, таким образом, епископов, священников и диаконов. И из горстки ближайших учеников, которые находились в сионской горнице, произросла величайшая Церковь. Укрепляемая и оживотворяемая Пресвятой Троицей, ей дано обетование оставаться такою всегда, так что и «врата адовы не одолеют её».

Вот и мы, христиане, празднуем не только день рождения Церкви, не только вспоминаем и приближаемся к тому дня, который был две тысячи лет назад. Но в этот день каждый христианин может поздравить и себя с этим праздником, ведь без него история мира была бы совсем иной. Целые народы были укрепляемы и выстояли в тяжелейших испытаниях только благодаря Церкви христовой, которая состоит из христиан, посвятивших свои жизни служению ближним и Богу.

Ко дню Святой Троицы церковный устав сохранил много торжественных особенностей. Храмы и дома принято украшаются деревьями, травой и цветами ведь зеленый цвет в церковной традиции символизирует цвет жизни, цвет возрождения, оживотворения, которое даруется Святым Духом всем верующим во Христа. Особое место среди зелени занимали всегда молодые березовые ветви. Кстати, традиция украшать храм зеленью берет начало от ветхозаветного богослужения, в котором праздник Пятидесятницы соединялся с обычаем приносить в дар Богу начатков урожая, которые обычно начинались в конце мая.

С этим праздником связаны и другие подвижные события, которые зависят от того времени, в которое была Пасха. Накануне Дня сошествия Святого Духа на апостолов совершается одно из самых важнейших в году поминовений усопших — Троицкая родительская суббота. Но вот хождение на кладбища в самый день праздника не находит объяснения ни в одном церковном уставе, и может помрачить светлое праздничное состояние христианина.  В самый день праздника, сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.

Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. Ну а с понедельника второй седмицы начинается Петров пост, который должен помочь христианам сохранить благодать праздника, после продолжительных пасхальных послаблений в посте, поклонах и молитвословиях.

ИГУМЕН СЕРАФИМ (ДОРОВСКИХ) «Звенигородский колокол»

Просмотры (5)

Комментирование запрещено