Радоница.

Архипов. Радоница. Перед обедней.

Еще в древней церкви, во времена свт. Иоанна Златоуста (слово 62) и свт. Амвросия Медиоланского (слово 77), этот праздник совершался на христианских кладбищах, главным образом во вторник Фоминой недели.

По нынешнему Уставу православного богослужения службы святым в Страстную и Светлую седмицу не совершаются. Все святые, память которых приходится на эти недели поминаются заранее. Другая традиция, уходящая своими корнями ко временам апостолов, говорит о том, что если нет поминовений святых, то и нет поминовений обычных умерших ( в древние века их поминали одинаково). Всех умерших поминают в понедельник или во вторник второй седмицы Пасхи (Фоминой).

Первоначально это слово произносилось иначе: «радуница». Возможно оно произошло от литовского Rauda — погребальная песнь, плачь с причитанием. На Руси это был один из весенних праздников, праздник света, солнца, для умерших. Он непосредственно следовал за праздником «Красной Горки» или, по Далю, был то же самое, что и Красная Горка. По языческим повериям в эти дни  души умерших вставали из своих темниц могильных и во время поминальной трапезы живых на могилах принимали в ней участие. В христианское время слово «радуница» изменилось в «радоницу»; это название (от «радость») указывает на радостную весть о воскресении Христовом, с какой приходят живые на могилы умерших.

Можно сказать, что простонародные традиции этого дня — характерная особенность славянских народов, которая берет начало с их христианизации. Дело в том, что у славян были особые поминальные трапезы (тризны), от которых Церковь поначалу пыталась их отучить, но культ предков был так силен, что пришлось его оставить. Языческие тризны были заменены на панихиды и поминальные службы. Однако в советский период некоторые традиции вернулись. Не имея возможности поминать своих умерших по христиански (в храм попасть было не простым делом), люди шли на кладбища и поминали родных как умели. По сей день бытует множество суеверий связанных с этим днем, хотя никаких особенных служб Богослужебный Устав в этот день не устанавливает. Все службы этого дня христианам давно известны (во вторник, утром, после Литургии совершаются заупокойные панихиды). Характер всех остальных служб остается пасхальным. Поминание усопших не вносит каких-то специальных особенностей, как например, в Троицкую родительскую субботу. Просто после Страстной и Светлой седмицы мы в первый раз поминаем усопших (святые они или нет).

 

Просмотры (37)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.