Московская митрополия, Одинцовская епархия, Звенигородское благочиние, Вознесенский собор

Коляда, колядка, щедровка

Дата
24.12.2019

В то время, когда на Руси не знали, что такое «В лесу родилась ёлочка» и «Джингл белс» наши предки не менее торжественно и разнообразно праздновали святочные дни и Новый год. О традициях недавнего времени, о том, что пели и как отмечали Рождество, Новый Год и Святки расскажет данная статья.

Традиции Рима и Византии.

Коляда — цикл народных рождественских праздников игр и песен (с вечера 7 декабря по 19 января – н.ст.). Колядка — рождественская величальная песня, затем само славление, и само шествие с такими песнями (колядованье). Слово «колядка» происходит от греческого καλάνδαι и латинского calendae и встречается у всех народов, находившихся под прямым или косвенным влиянием Рима: французское chalendes; провансальское calendas; румынское colinda; чешское, сербское, словацкое koleda; словинское kolednica, coleda; y абхазцев коланда.

Древнеримским праздником январских календ (от 1 до 5 января – ст.ст.) завершался целый праздничный цикл, общий всему греко-римскому миру; цикл этот начинался с Врумалий в честь Диониса фракийского (от 24 ноября до 17 декабря), включал Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря) и Воты (от 23 декабря до 1 января) и, в общем, проникнут был символизацией плодородия, надеждами на жатву и весельем, достигавшим своего апогея в конце — в январских календах, празднике общей радости, братавшей сословия, возрасты и положения.

После 988 года на Русь вместе с проповедью христианства могли переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся случайно под сенью Церкви, а с обрядом переселялись и сопровождавшие его песни. Кроме этого на каждый из сезонных праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника, а исполнение их вне пределов праздника возбранялось.

Языческий праздник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест Церкви. В борьбе с этим остатком язычества она противопоставила языческому чествованию новолетия свой собственный праздничный цикл — рождественский (с 24 декабря по 4 января – ст.ст.), языческим воспоминаниям — христианские, древним маскам и играм — хождение со звездой и царями волхвами. В результате получилась сложная обрядность, в составе которой, наряду с христианскими, сохранились и языческие элементы.

Сами рождественские колядки можно разделить на несколько типов: христославные, заздравные (щедри (о)-вки), языческие и смешанные.

Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане. До сих пор на юге России и Украине христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась.

Христославные колядки родились под влиянием Церкви. Пелись они после Рождества (перед Новым Годом). В католическом мире они поются на лад священных песен, причем пели их чаще всего сами члены церковных общин. Судя по музыкальному и гармоническому строю большинство российских колядок украинского происхождения. Исполнители таких песен ходили с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу. В некоторых случаях в таких шествиях использовался вертеп — передвижной кукольный театр (трехъярусный ящик с ширмой). Путешествуя по деревням, он показывал представление, рассказывающее рождественскую историю, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел — исполняется рождественский тропарь.

Заздравные колядки не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Эти песни созданы для славления, пожелания всяких благ и увеселения лица, которому они поются. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живет в довольстве и счастлив семьей, молодец — любовью и т. д. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. Такие колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних.

Часто встречались и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Традиции новогодних колядок.

Большую стойкость в народном обиходе имели традиции приуроченные к Новому году,  связанные с различными гаданиями и нечистой силой. Как правило, эти традиции касались обрядов плодородия и культов предков. Так колядки в праздник рождения солнца в некоторых местах России сопровождались разведением костров. Изпекалась козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках (Владимирская губерния), или других животных, или птицы. Козульку берегли из году в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы ее любил дворовый хозяин (домовой). Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности.

Новогодние колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски – таких называли «ряженными». Водили «козу» («кобылку», «вола», «тура», «медведя», «журавля») и пели песни с пожеланиями хозяевам достатка и всяческих житейских благ – щедри (-о) вки. По мнению народа, переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца: по одним традициям он был предком (щуром, пращуром), который помогал «плодородию» (в некоторых местах был даже обычай заносить в дома небольшой гроб), а по иным традициям он олицетворял нечистые силы, которые в канун Нового Года имели особую силу, в связи с чем эти силы приходилось задабривать. Таких колядовщиков (которые исполняли языческие заздравные и хвалебные песни) не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно.

Коляда, коляда! — Подавай пирога, — Блин да лепёшку – В заднее окошко.

Такие процессии не проходили так же благочестиво как христославные шествия. Поэтому, для того чтобы «смыть грехи» участники должны были окунуться в крещенскую прорубь (до революции купание в купели на Крещение не было общепринятой традицией).

Одним из видов переплетений церковных и языческих традиций являлся ужин перед Рождеством. По церковной традиции он может состоять из сочева (ячная, изредка пшеничная, а сейчас и рисовая) и узвара (отвар сушеных плодов). Его церковное употребления имеет глубокую историю, причем, употреблялось оно несколько раз в году под разными названиями: на Рождественский и Крещенский сочельники – сочево, в Великий пост – коливо, как поминальная еда – кутья. В народной нецерковной интерпретации сочево становится кутьей (т.е. не рождественской пищей, а поминальной), и оставляется на ночь для умерших родственников.

К сожалению, традиция пения колядок в России, практически, погибла. Но, если мы отправимся в Западную Украину, Молдавию, Венгрию и другие соседние им страны, где православное и католическое влияние оставалось всегда сильным, то увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме и, в основном, там где имеется церковная среда. В этом случае используются христославные колядки, иногда за основу может браться текст псалмов Давида, а в качестве мелодии – праздничные гимны католической церкви. Последние из указанных уже давно вышли из-за стен костелов и кирх, и прочно вошли в общечеловеческую копилку новогодней атмосферы.  Мы слышим их по радио, по телевизору, в кино, но не смотря на это, мы должны знать, что без Рождества Христова всего этого мы бы и не знали.

Материал подготовил священник Виталий Фомиченко на основании статей «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона», журнала «Нескучный сад».

Просмотры (112)
img img