История нашего прихода

Храмы Звенигорода и его окрестностей.

Со времени своего основания и до конца 18 века Звенигород состоял из трех частей: древнего кремля и двух посадов – Верхнего и Нижнего. Неподалеку от города был виден Саввино-Сторожевский монастырь. А с другой стороны, в селе Игнатьево, почти у самой воды Москва реки стояла небольшая двухъярусная деревянная церковь с шатровой  колокольней. На противоположном береге реки виднелись церкви сел Введенское и Поречье, а также храм на Верхнем посаде. Весь этот ансамбль тянулся вдоль извивающейся реки, обрамленной полями и крутыми холмами, утопающими в зелени. Все городские и окрестные дороги вели к храмам, начинались и заканчивались ими.

zvenigorod-v-1860-g

Звенигород в 1860 г.

Первоначально храм Вознесения был деревянным. Дата его строительства точно нигде не зафиксирована, но можно довольно уверенно утверждать о его существовании в 16 веке. До литовского разорения в городе и его ближайших окрестностях было два монастыря – Введенский и Воздвиженский, и семь церквей. Две обители и церкви – Трех святителей, Всемилостивого Спаса и святителя Николая Чудотворца не уцелели после Смутного времени.

По всей видимости, Введенский патриарший монастырь находился неподалеку от Вознесенского храма. Первое упоминание 1624 года говорит о том, что храм находится в достатке, у него есть своя земля, а настоятеля звать Стефаном. Однако 8 мая (по старому стилю) 1659 года храм и часть Нижнего посада сгорела. Храм и вся утварь пропали безвозвратно.

zvenigorodskij-uezd-v-1913-g

Звенигородский уезд в 1913 г.

С середины 17 века Саввино-Сторожевский монастырь становится резиденцией русских государей (они по нескольку раз в года посещают обитель), благодаря этому храм Нижнего посада пользовался особым попечением государства и церковных иерархов. Документах того времени храм назван «царским богомольем», а Звенигород – «государевым городом». Видимо, благодаря этим фактором храм быстро выстроили заново.

В 17-18 веках главным храмом города становится храм Вознесения Господня. В это время на территории древнего кремля Успенская собор 14 века нуждается в большом ремонте, и на протяжении 18 века он считался ветхим (неотапливаемым) и безприходским. В середине же 19 в. сами звенигородцы решили разобрать его и возвести на Городке церковь во имя благоверного князя Александра Невского. Спасло собор лишь личное заступничество императора Александра II. Административный центр в это время все еще располагался на кремлевском Городке и соседней Конюшенной горе, но к востоку от него идет активная застройка, и к 18 веку центром города стал Нижний посад и по факту центральным храмом стал Вознесенский храм.

В 1762 году учреждается государственная комиссия по строению городов. Новые города с этого времени должны были строиться строго согласно принятым канонам: четкая симметрия, прямые линии кварталов и улиц, строительство каменных сооружений, удобное расположение административных зданий. Неотъемлемой принадлежностью города нового времени было наличие главного каменного собора, торговой площади и присутственных мест. С этого времени восточная и северо-восточная часть Звенигорода будет активно застраиваться согласно этим предписаниям, благодаря чему в конце 18 века крепость с Успенским собором утрачивает свое название «город» и именуется «слободой», а Нижний посад с Конюшенной (Красной горой) стал называться городом.

С 1792 на месте деревянной церкви Вознесения строится новый кирпичный храм. А вскоре, в 1805 году н на Верхнем посаде был построен еще один, схожий по форме и объему, храм Рождества Христова. Но в 1812 году через Звенигород проходил 3 и 4 корпус французской армии и храмы били разграблены. Во Вознесенском храме уцелели антиминс, престол, жертвенник и иконостас, а церковные облачения и почти вся церковная утварь были похищены. Четыре дома, принадлежащие причту храма, были в относительно благополучном состоянии. (Периодически они перестраивались и до нашего времени благополучно сохранились). Благодаря стараниям прихожан, иерархов и правительства храмы вскоре были восстановлены.

В связи со страшной эпидемией чумы, унесшей десятки тысяч жизней, указами 1771–72 гг. Сенат запретил захоронение при церквях по всем городам России и предписал хоронить умерших на вновь создаваемых кладбищах за городской чертой. Таким образом, на восточной окраине города, на бывшей выгонной земле появляются новые захоронения (ныне это частично застроенная территория за храмом Александра Невского).  А с 1830-го указом императора Николая 1 погребения предписывалось совершать еще дальше от поселений. Именно так возникли кладбища у сёл Аксиньино, Иславское, Введенское, Троицкое, Михайловское, Луцино, Андреевское, у деревень Захарово и Кобяково.

image011

храм благоверного князя Александра Невского

Из документов известно о звенигородском жителе Иване Семеновиче Стариченкове, родившемся в 1775 г. и с 1834 по 1846 годы четырежды исполнявшем должность городского главы. Долгое время он являлся бессменным старостой храма Вознесения Господня, к которому на собственные средства пристроил теплые приделы в честь иконы Толгской Божией Матери и Николая Чудотворца и к 1838 высокую колокольню. Он пожертвовал также деньги на каменную ограду храма с железными решетками. В 60-х годах 19 века старостой храма и заведующим богадельней при нем был его сын, известный купец II-й гильдии Пётр Иванович Стариченков. Он и его близкие захоронены на кладбище близ Александро-Невского храма.

image010

император Александр III, Миротворец

В 1898 году были обновлены два иконостаса и росписи храма. В этом же году по решению городских уполномоченных на кладбище Вознесенского храма началось строительство бесприходной церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского в память о почившем императоре Александре III Миротворце. Строительство было в основном завершено в 1901 году, осталось только доделать иконостас и некоторые мелкие работы. Освящение состоялось 19 мая 1902 года. Церковь была приписана к приходу Вознесенского храма.

В это время по восточной стороне храма распологалось четыре приходских дома. Эти дома сохранились до нашего времени (в 2000-е самое большое из них было уничтожено пожаром). В них размещалась церковно-приходская школа (с 1900 года), просфорня и два дома причта. Два последних дома иногда сдавались в наем. Эти дома отделяли храмовый холм от прилегающего к нему с востока торговой площади. Остальное пространство холма, на котором стоял храм, пред­назначалось для проведения крестных ходов, чтения проповедей при большом стечении верующих и торжественных встреч высших церковных иерархов.

После Революции начался период забвения. Самый большой уезд Московской губернии — Звенигородский — стал самым маленьким районом Московской области. На территории нынешнего Одинцовского района осталось всего четыре действующих храма, которые в 30-е годы прошлого века входили в Можайское благочиние.

Согласно акту описи по изъятию церковных ценностей, у Вознесен­ского храма были отобраны: две серебряные чаши, кресты, дарохрани­тельница, кадила, восемь лампад, ризы двух Евангелий, 16 серебряных одеяний, два евангелия в серебренных окладах, украшенных аметистами. Акт был составлен 16 мая 1922 г. Опустевшая церковь была закрыта, потом в ней разместили пункт заготовки зерна. Дальнейшие сведения о судьбе храма известны со слов жителя Звенигорода В. Е. Кутюгина, который сообщил следующее: «Для удобства подвозки зерна со стороны реки сломали боковую стену. С 1939 по 1941 гг. в церкви Вознесения был гараж для пяти автобусов и грузовика. Внутри прорыли смотровую яму, в алтаре соорудили слесарную мастерскую, установили верстаки». В апреле 1941 г. церковь решили сломать и использовать кирпич для строительства. В Звенигородском музее сохранились фотографии постепенного разрушения памятника, на одной из которых храм с поврежден­ным куполом, на другом колокольня без верхнего яруса, а у ее подножья лежит груда крестов, листового железа и т. п. В мае 1941 г. церковь была разобрана полностью.

zvenigorod-v-1940-g

Звенигород в 1940 г.

В середине 30-х закрыт Успенский собор. В 1938 г. Закрыт храм Александра Невского. С тех пор в нем находились различные учреждения: от женского общежития до Звенигородского узла связи. В результате здание было перестроено и потеряло первозданный вид: на месте центрального купола находилась антенна радиотрансляционной связи.

В 1991 г. здание Александро-Невского храма возвращено Церкви, и вскоре в нем начались богослужения. Городское кладбище, прилегающее к нему с северо-востока, было ликвидировано в 1950–1960-е, а в 2013 г. пустующая территория некрополя отведена под строительство новых многоквартирных жилых домов.

В 2001-2002 годах рядом с древним Успенским собором восстановлен храм Богоявления Господня. Первоначально на его месте стоял деревянный храм, сооруженный в 1893 г. В 20-е годы 20 столетия он был сожжен.

Не случайно, а промыслом Божьим сохранился священный холм Вознесенской церкви. Все это время на этом месте был разбит парк, в центре которого до определенного года возвышался бюст И.В.Сталина. В 1998 году на этом холме была построена часовня-памятник, а в 2003 году, усилиями главы г. Звенигорода Л.О.Ставицкого, был собран попечительский совет и началась активная подготовка к возрождению Вознесенского храма.

14 декабря 2003 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил закладку нового храма. Храм решено было строить на его историческом месте. Но прежде чем начались строительные работы, было проведено   комплексное исследование этого участка. Данную работу проводили члены Подмосковной экспедиции Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

В результате исследования были обнаружены захоронения. Останки были подробно изучены антропологами. Это позволило получить представление о составе населения средневекового Звенигорода, средней продолжительности жизни наших предков, и т. д.

19 января 2007 года произошло ещё одно важнейшее обретение. Во время прокладки водопровода у стен уже построенного Вознесенского храма было обнаружено захоронение священнослужителя. Предположительно, оно принадлежит протоиерею Николаю Фивейскому, который был настоятелем Вознесенского храма с 1853 по 1886 гг
.

Все останки были захоронены с восточной стороны нового храма в День всех святых — 3 июня 2007 года.

This slideshow requires JavaScript.

Правый  предел (престол) нашего храма посвящен Толгской иконе Божией Матери.

573840901

Толгская явленная

Толгская икона Божией Матери

Икона известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году ярославскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Самый древний список иконы конца XIII века, под названием «Большой (Тронной)», хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре Ярославля.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками.

Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох.Церковное предание связывает с появлением «явленной» иконы следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название «Толгская III». Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург).

94062

Толгская III

image006

Большая (Тронная) Толгская

Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы — 8 августа, стал днём празднования в её часть.На утро свита епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день.

image009

Толгский-Введенский монастырь, Ярославль

Просмотры (942)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.