28 ноября – начало Рождественского поста

 

К одному архиерею как-то раз подошел некий

высокопоставленный чиновник с таким вопросом:

— Владыка, как мне поститься?

— В пост нельзя кушать мяса…

— Владыка, да как же? Я столько работаю, так устаю,

мне приходится постоянно общаться с людьми.

Это совершенно невозможно для меня.

— Ну что ж, тогда во время поста никого не осуждайте.

— Э-э… Владыка, что там про мясо-то?

Удивительно, как человек, по всей видимости не очень воцерковленный, сразу постиг глубокую духовную истину: воздерживать тело несравнимо легче, чем дух! Не осуждать… Не высказывать осуждения в лицо, не высказывать за глаза, даже в мыслях не осудить – кому такое под силу? Все-таки ограничить себя в пище значительно проще.

Святые отцы говорят, что пост не самоцель, а вспомогательное средство в борьбе со страстями. Человек, открывший «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, к своему удивлению обнаружит, что все страсти связаны между собой. Гнев следует за сребролюбием, сребролюбие за блудной страстью, которая, в свою очередь, является порождением чревоугодия. То есть эта страсть является корнем множества других. И потому борьбу со страстями логичнее всего вести начиная с их основы – чревоугодия. Для этого и установлены церковные посты.

Телесный пост – начало поста духовного. Может ли быть продолжение и конец без начала? Так и воздержания духовного не получится без содействия, помощи от телесного воздержания; по слову препобного Исаака Сирина, «дух не покоряется кресту, если прежде не покорится ему тело». Начни с меньшего – с тела – и тогда доступно будет большее. «Во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Но начало непременно требует  и дальнейшего развития. К воспитанию телесных желаний следует присовокуплять воспитание душевных устремлений. «Не есть хлеба и не пить воды или чего иного не есть еще не пост, ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего. И все-таки злы и Богу ненавистны. Нам же пост есть (как поет Церковь) злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих отчуждение – пост истинный есть и благоприятен», – так пишет преподобный Анатолий Оптинский.

Что значит воздерживать свой язык? Заставлять себя промолчать, когда с уст готово сорваться гневное слово. Что такое «ярости отложение»? Закипает сердце от негодования – принуди его охладиться. Заставить себя, принудить, пойти наперекор самому себе – вот что означает борьба со страстями. Но как невыносимо тяжела она, знает всякий, кто хоть однажды пытался вступить в этот бой. Как выдержать его?

Вот тут-то на помощь приходит телесный пост. Наше тело связано с душой тонкими нитями, и потому то, что воздействует на тело, влияет и на душу. Святитель Иоанн Златоуст так изъясняет эту зависимость: «В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем (т.е. высоком), и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни». Обратная связь также имеет место быть: угождение телу, его стремлению к неге, сытости, покою приводит душ  у в плачевное состояние. «То, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть» (святитель Лев Великий).

Пост приносит нам различную пользу. Во-первых, во время поста обнаруживается, как мало нужно человеку пищи и, следовательно, как много мы жадничаем обычно: едим больше и вкуснее, чем необходимо, – тем самым поступаем против своей природы. Поэтому в чревоугодии обнаруживается еще и страсть своеволия, некий вызов человека своему Создателю: Ты сотворил мою природу одним образом, я же хочу настроить ее по-другому.

Отсюда происходит вторая польза поста: «пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти». Это мысль святого праведного Иоанна Кронштадтского; он сравнивает закосневшую в грехах душу с мутной, стоячей водой, в которой нельзя ничего рассмотреть. Если вода начинает очищаться, в ней становятся видны расплодившиеся вредители, сор и грязь. Так проясняется через пост и душа: человек становится способен увидеть в ней изъяны, о которых и не задумывался.

В-третьих, пост «показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения». Пороки, гнездящиеся в нашем сердце, предстали вдруг перед нами со всей очевидностью. Человек ужасается, когда обретает такое видение своих грехов: их такое множество, они мерзки и кажутся неискоренимыми. Единственный выход – обратиться к Господу с мольбой о помощи, иначе можно впасть в отчаяние. Только теперь человек понимает наконец, что иного пути нет, что сам он со своими духовными болезнями не в силах справиться. Господь же силен исцелить душу. Потому-то, по учению святых отцов, пост должно соединять с молитвой.  «Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра» (святитель Иоанн Златоуст).

Пока наша душа спит, диаволу нечего особенно беспокоиться: она и так в его власти. Если же мы вступаем на поприще духовной брани, враг ополчается против нас и старается разными способами отвратить нас от этого пути. Христианин, намеревающийся поститься, уже заранее знает, что именно постом начнутся злейшие искушения: будь то скорби, неожиданные обстоятельства, неудачи, ожесточение людей или что-то еще. «Пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов» – и в этом также несомненная польза поста, поскольку мы начинаем понимать, кому служили прежде и с кем теперь сражаемся.

Конечный и важнейший смысл поста состоит в том, «чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований» (святитель Лев Великий), чтобы человек мог воспринять Божественную благодать. «K чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? – вопрошает святой Иоанн Кронштадтский. – Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом». Сыновство наше – это значит, что через все тяготы поста и покаяния мы придем к тому, что Господь назовет нас Своими детьми, сыновьями, а не рабами. И тогда человек обретает дерзновение перед Богом, то есть особую решимость угождать Ему и ходатайствовать перед Ним.

Подходит время Рождественского поста, который должен подготовить нас к встрече Родившегося в мир Спасителя. К Нему пришли волхвы, принесли золото, ладан и смирну. А какой дар принесем Христу мы? Пост и молитва – вот дары, приятные Ему. В Евангелии рассказано о святой Анне Пророчице, которая угодила Господу именно этими добродетелями: она «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Луки 2: 37).

По уставу в дни Рождественского поста в понедельник, среду и пятницу полагается постная пища без рыбы и растительного масла, во вторник и четверг – с маслом, в субботу и воскресенье разрешается рыба и вино. В праздники пост ослабляется: на память святого, которому совершается полиелейное богослужение, разрешается пища с маслом (в понедельник, среду и пятницу) или с рыбой (во вторник и четверг), а в дни памяти великих святых, престольных праздников и на Введение во храм Пресвятой Богородицы разрешается рыба и вино. Для больных может быть сделано послабление в посте, но решать этот вопрос нужно не самому, по собственному произволению, а обратиться к священнику.

Священник Николай Куренков,

клирик Александроневского храма г.о.Звенигород

Просмотры (39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.