О празднике Сретения Господня.

Срет-Андрей-ИвановВ событии праздника Сретения Господня (Лук.2:22-39) поразительное количество смыслов. Это и исполнение младенцем Христом закона Моисеева, и встреча (что и означает сретение) всего человечества в лице старца Симеона с Богом, и свидетельство праведного Симеона, как представителя Ветхого Завета (по преданию на тот момент праведному Симеону было около 360 лет), о исполнении обетования Божия – пришествии спасителя, и признание одухотворенным мужем немощного сорокадневного младенца Владыкой, сотворившим весь мир, и парадоксальное удерживание старцем на руках Того, Кто на протяжении столетий удерживал его от смерти, и величайшая чистота Матери Божией, которая тем не менее приходит принести положенную по закону жертву очищения, и приведение Симеона Богом (Духом Святым) в храм на встречу с Богом младенцем Христом — что и с нами происходит, не сами мы приходим к Богу, но Он приводит нас к Себе — и много других возвышенных смыслов. Но особенно удивительной и даже, наверное, пугающей современного человека, в этом событии выглядит радость праведного Симеона, осознающего, что теперь, встретив Христа, он наконец-то умрет.

Конечно в этой радости есть место и ликованию от встречи со Спасителем, и торжеству, вызванному исполнением пророчеств, но всё же из слов самого Симеона мы видим, что он благодарит Бога за то, что Тот с миром отпускает его по данному прежде обещанию. И грядущее спасение всех людей, и просвещение народов мира светом откровения Божественной Истины, и слава народа Израилева, из среды которого рождается Спаситель, и будущего Израиля – всех верующих во Христа, отходит для праведного старца на второй план. Что же такого притягательного видит он в смерти?

            Современного человека смерть, во всех ее проявлениях, пугает. Существует огромное количество фондов, собирающих средства для борьбы с различными неизлечимыми болезнями, и не меньшее число исследовательских центров и институтов, деятельность которых направлена на победу над смертью. Человечество грезит найти лекарство от всех болезней и продлить жизнь человека до двухсот, трехсот, а лучше, бесконечного числа лет. Это стремление к бессмертию является составляющей желания изгнанного из рая грешника создать рай на земле. Но каждому знакомому с учением Христа понятно, что рай на земле, при нынешнем состоянии повреждения грехом мироздания и человека, невозможен.

            Мы ищем долголетия, а праведный Симеон тяготился дарованным ему на время бессмертием. Далекий от веры Христовой наш современник, пообещай ему Бог, что он не умрет пока не увидит Христа, пришедшего во плоти, безмерно радовался бы открывающимся перед ним перспективам и в тайне, малодушно, надеялся бы никогда не увидеть Христа. А святой старец молит Бога о смерти.

           56e186ce022f4419b31283c784e277f6_1M Для праведного человека, каким по свидетельству Евангелия и был Симеон, смерть – избавление от греха и страданий. Священное писание говорит нам о том, что праведность и безгрешность не одно и то же. Безгрешен один только Бог, а праведник «семь раз упадет … и встанет» (Притч.24:16). Праведник глубоко осознает свою греховность, борется, признавая свою немощь, со склонностью ко греху и с Божьей помощью удерживается от греха. А если и падает, то встает покаянием. Грех является причиной всех страданий, с которыми сталкивается человек, но желающему всем сердцем сохранить верность Богу сама возможность отпасть от Господа грехом уже причиняет страдание. И поэтому смерть не катастрофа, а желанное умиротворение от борьбы.

            Выходит, смерть – благо? А как же тропарь Пасхи в котором мы с такой торжественностью и радостью поем, что Своими Смертью и Воскресением Христос победил смерть. Господь победил смерть души. Она теперь не обречена на смерть вечную. Христос Сам говорит Марии, сестре праведного Лазаря, прежде чем воскресить ее брата: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:26). Смерть побеждена в том, что даже наши тела будут преданы ей не навсегда. Окончательно она будет истреблена в момент всеобщего воскресения, которое предзнаменовано нам Воскресением Христовым.

            Бесстрашное отношение к смерти доказано бесчисленным сонмом мучеников, которые с радостью принимали муки и смерть за веру Христову. Святые отцы поучают нас помнить о смерти, говоря нам этим, что правильно духовно настроенному человеку мысли о возможной скорой смерти приносят не ужас и отчаяние, а трезвение, помогающее удержаться от греха. Каждый свой день христианин должен проживать так, как будто завтра он умрет.

            Встреча с Богом и единение с Ним в этой жизни временной не полно. Этим и была так притягательна смерть для праведного Симеона. Соединиться с Богом в полноте можно только в жизни вечной. Так и апостол Павел в своем послании к жителям Филипп пишет: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп.1:21-24).

           Ожидание второго пришествия Господа Иисуса Христа, всеобщего воскресения, а значит и окончания этой временной жизни, занимает одно из важнейших мест в христианском вероучении. Об этом мы каждый день молимся словами «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Чтобы эти слова не были пустым сотрясанием воздуха, будем всем сердцем стремиться продлить нашу Встречу с Богом в вечность, и всегда вместе с апостолом Иоанном Богословом, на обещание Христа скорого Его пришествия будем готовы ответить: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр.22:20)!

священник Александр Карташов.

Просмотры (45)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.